Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Тазетдиновой Г.А.,
при секретаре судебного заседания Гарафутдиновой А.Ю.,
с участием старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе прокуратуры Республики Башкортостан Муратовой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании ноября 2013 года гражданское дело по заявлению Королевой С.И. о признании несоответствующим закону и недействующим в части слов "в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения" пункта 2 Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 года N 1,
УСТАНОВИЛ:
Королева С.И., являющаяся матерью двух малолетних детей 2010 и 2012 года рождения, обратилась в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением о признании в части слов "в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения" пункта 2 Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от дата N ... противоречащим законодательству имеющему большую юридическую силу и не подлежащим применения. В обоснование заявления указала, что право ее детей на получение полноценного питания через специальные пункты питания (молочные кухни) и организации торговли не может быть реализовано, поскольку Правительство Республики Башкортостан ограничило права детей в возрасте до трех лет имущественным цензом семьи, а ее семья не является малообеспеченной.
В судебное заседание Королева С.И. не явилась, хотя о времени и месте рассмотрения дела была извещена своевременно и надлежащим образом, просила рассмотреть заявление в ее отсутствие. Сведения об уважительности причин неявки заявителя в суд не представлены, суд признает их неуважительными.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Представитель Правительства Республики Башкортостан Султанбекова А.Р. и представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Хуснутдинов М.Ф. в удовлетворении заявления Королевой С.И. просили отказать. Пояснили, что Постановление от 12 января 2007 года N 1 принято Правительством Республики Башкортостан в пределах своей компетенции, во исполнение и в соответствии с действовавшим федеральным и региональным законодательством, с соблюдением правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На момент издания оспариваемого Постановления Правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 года N 1 действовали Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утратившие силу с 1 января 2012 года в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации ". Статья 35 Основ (в ред. Федерального закона от 2 августа 2004 года N122-ФЗ) предусматривала, что порядок обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины по заключению врачей, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичная норма содержится в пункте 3 статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, в том числе через специальные пункты питания и организации торговли, осуществляется по заключению врачей в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.
При этом письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2006 года N 15-3/691-04 были утверждены "Рекомендуемые наборы продуктов для питания беременных женщин, кормящих матерей и детей до трех лет". В данном письме в зависимости от финансовых возможностей субъектов РФ рекомендовано использование трех видов наборов.
Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры по обеспечению питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до трех лет за счет средств собственного бюджета.
Согласно статьям 1, 15 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" высшим исполнительным органом государственной власти Республики Башкортостан является Правительство Республики Башкортостан, к полномочиям Правительства Республики Башкортостан в социально-трудовой сфере отнесено: обеспечение социальной поддержки граждан, осуществление мер в области охраны семьи, материнства и детства.
Пунктом 4 статьи 4.1 Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года N ВС-21/19 "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан" также предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Республики Башкортостан в области охраны семьи, материнства, отцовства и детства относится установление мер социальной поддержки беременных женщин, матерей и граждан, имеющих детей. При этом в пункте 8 статьи 19 этого же закона говорится, что в приоритетном порядке государственная поддержка оказывается малоимущим семьям, в которых среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Башкортостан.
Согласно статьи 35 данного Закона Республики Башкортостан от 5 ноября 1993 года N ВС-21/19 в Республике Башкортостан в целях охраны здоровья и создания благоприятных условий для развития детей осуществляется обеспечение детей в возрасте до трех лет полноценным питанием, в том числе через специальные пункты питания и магазины, по заключению врачей в порядке, определяемом Правительством Республики Башкортостан.
Нормативные правовые акты Правительства Республики Башкортостан принимаются в форме постановлений (статья 97 Конституции Республики Башкортостан, статья 21 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года N474-з "О Правительстве Республики Башкортостан", статья 12 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года N42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан").
В соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Республики Башкортостан "О порядке опубликования и вступления в силу указов и распоряжений Президента Республики Башкортостан и постановлений и распоряжений Правительства Республики Башкортостан" (в ред. Указов Президента РБ от 22 марта 2004 года N УП-164, от 21 октября 2011 года NУП-534) акты Правительства Республики Башкортостан подлежат официальному опубликованию (размещению) в течение пяти дней после их подписания.
Официальным опубликованием актов Правительства Республики Башкортостан считается первая публикация их полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Во исполнение вышеуказанных норм федерального законодательства Правительство Республики Башкортостан приняло Постановление от 12 января 2007 года N 1 об утверждении Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания. Данное Положение опубликовано в Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан N5 (251) от 12 марта 2007 года, ст.248.
Таким образом, данное постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах компетенции, в предусмотренной действующим законодательством форме, с учетом правил введения нормативного правового акта в действие, в том числе правил опубликования.
Оспариваемым пунктом 2 указанного Положения установлено, что право на бесплатное обеспечение продуктами детского питания имеют дети в возрасте от 0 до 2 лет 11 месяцев 29 дней (далее - дети в возрасте до трех лет), постоянно проживающие в Республике Башкортостан, состоящие на амбулаторном учете по месту жительства в учреждениях здравоохранения Республики Башкортостан, находящиеся на смешанном или искусственном вскармливании, в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума на ребенка, установленной в соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О порядке определения и установления потребительской корзины и прожиточного минимума в Республике Башкортостан" с учетом медицинских показаний (в ред. Постановлений Правительства РБ от 03.04.2013 N 129, от 05.04.2013 N 133).
Утверждение Королевой С.И. о том, что пункт 2 Положения в части слов "в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения" противоречит федеральному и региональному законодательству не соответствует действительности.
Поскольку из статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статьи 52 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно определить правовое регулирование вопроса обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет за счет средств регионального бюджета, то Правительство Республики Башкортостан с учетом финансовых возможностей было вправе установить порядок данной меры социальной поддержки исходя из имущественного положения граждан.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку пункт 2 Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 года N 1, в части слов "в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения" был принят в пределах предоставленных субъекту полномочий и не противоречит федеральному и региональному законодательству, либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не нарушает права граждан, то в удовлетворении заявления Королевой С.И. должно быть отказано.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Башкортостан
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления Королевой С.И. о признании несоответствующим закону и недействующим в части слов "в семьях, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума в расчете на душу населения" пункта 2 Положения о порядке бесплатного обеспечения детей в возрасте до трех лет продуктами детского питания, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 12 января 2007 года N 1, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Г.А. Тазетдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.