Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего Науширбановой З.А. судей Голубевой И.В.
Турумтаевой Г.Я. при секретаре Багаутдиновой А.Р. с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфа РБ Тимербулатовой Э.И., апелляционному представлению прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ Воронова С.Н. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы от дата, которым постановлено:
исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Уфы, действующего в интересах Ханова А.Р. к Администрации городского округа г. Уфа о признании права на получение жилья во внеочередном порядке как лицо, из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке- удовлетворить.
Признать за Хановым А.Р. право на получение жилья во внеочередном порядке, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который в возрасте до ... лет.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Ханову А.Р. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте города Уфы РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее ... кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РБ Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Уфы, действующий в интересах Ханова
А.Р., обратился в суд с иском к Администрации городского округа
город Уфа о признании за Хановым А.Р. право на получение жилья во
внеочередном порядке, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей и возложении на ответчика обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке. В обоснование иска указано, что, прокуратурой Октябрьского района г. Уфы проведена проверка по обращению Ханова А.Р. по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что решением Ленинского районного суда г. Уфы от дата. мать Ханова А.Р., лишена родительских прав, отец Ханов Р.Ф. умер дата
Ханов А.Р. имеет статус ребенка-сироты, на основании постановления администрации Ленинского района г. Уфы N ... от дата. был устроен в детский дом. В настоящее время Ханов А.Р. зарегистрирован по адресу: адрес.
Распоряжением администрации Октябрьского района г. Уфы от дата. Ханов А.Р. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. На учет в качестве ребенка со статусом сироты, нуждающегося в жилом помещении и имеющем право на внеочередное предоставление жилья Ханов А.Р. не поставлен, ввиду достижения 23-летнего возраста. В настоящее время Ханов А.Р. какого-либо жилья не имеет.
Суд вынес приведенное выше решение.
В апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного. В обоснование доводов указано, что судом не дана правовая оценка обстоятельствам включения Ханова А.Р. в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях во внеочередном порядке.
В апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г. Уфы Темирбулатовой Э.И. ставится вопрос об отмене решения суда, как незаконного. В обоснование доводов указано, что Ханов А.Р., распоряжением главы Администрации Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан N ... от дата. принят на учет граждан нуждающихся в жилых помещениях как малоимущий, а не как гражданин из числа детей-сирот, так как постановлением главы Администрации Ленинского района г.Уфы от дата. N ... Ханову А.Р. и его сестре Степановой Н.А., как воспитанникам детского дома, была предоставлена однокомнатная адрес, общей площадью ... кв.м., по адресу: адрес
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, апелляционного представления, выслушав Ханова А.Р., полагавшего решение суда законным и обоснованным, представителя Администрации ГО г. Уфа РБ - Акчурину Н.А. поддержавшую жалобу, заключение прокурора Замалетдиновой Л.И., судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует 2 отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Как установлено судом, согласно свидетельству о рождении, Ханов А.Р. родился дата где его родителями указаны: отец - Ханов Р.Ф., мать - Ханова Т.А..
Мать Ханова Т.А. лишена родительских прав на основании решения Ленинского районного суда адрес от дата
Из свидетельства о смерти за актовой записью N ... от датаг. усматривается, что Ханов Р.Ф. умер дата
Постановлением Главы Администрации Ленинского района г. Уфы от дата. N ... Ханов А.Р. определен в детский дом.
Распоряжением Главы Администрации Октябрьского района городского округа адрес N ... от дата. Ханов А.Р. поставлен на учет как нуждающийся в жилых помещениях.
Пунктом 7 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, а именно органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан, наделяются государственными полномочиями Республики Башкортостан по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Таким образом, обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возлагается на органы местного самоуправления, т.е. в данном случае на Администрацию городского округа г. Уфа.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006г. "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Государственные полномочия Республики Башкортостан по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации городского округа г. Уфа, которая обязана обеспечить данную категорию лиц за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, а именно из бюджета Республики Башкортостан.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные исковые требования, обоснованно исходил из того, что Ханов А.Р. до 18-летнего возраста имел статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, иного жилья в собственности он не имеет, нанимателем жилого помещения не является, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Ханов А.Р. имеет право на получение жилья во внеочередном порядке как лицо, оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет.
Поскольку Ханов А.Р. поставлен на учет, как нуждающийся в жилом помещении до введения изменений от 29.02.2012г. N 15-ФЗ, в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", следовательно Администрация городского округа г. Уфа обязана предоставить Ханову А.Р. жилое помещение по договору социального найма в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 г. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований прокурора.
Не может быть принят во внимание довод апелляционной жалобы о том, что Ханов А.Р. право на предоставление жилого помещения вне очереди, как ребенок-сирота, утратил в связи с тем, что постановлением главы Администрации Ленинского района г.Уфы от дата. N ... Ханову А.Р. и его сестре Степановой Н.А., как воспитанникам детского дома, была предоставлена однокомнатная квартира, расположенная по адресу: адрес по следующим основаниям.
Действительно из ордера N N ... выданного дата Администрацией Октябрьского района г. Уфы усматривается, что Степановой Н.А. и Ханову А.Р., как воспитанникам детского жилого дома, была представлена однокомнатная квартира по адресу: адрес, общей площадью ... кв.м., жилой площадью ... кв.м. От своего права на приватизацию указанной квартиры Ханов А.Р. отказался, в связи с чем, на основании договора передачи жилой квартиры в собственность от дата Степанова Н.А. является собственником указанной квартиры.
Вместе с тем, суд принимает во внимание, что право Ханова А.Р. в полном объеме не было реализовано.
В соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР, ст. 31 ЖК Республики Башкортостан, действовавших на момент предоставления жилого помещения, установлена норма жилой площади в размере 12 кв.м. на одного человека.
Кроме того, в соответствии со ст. 41 ЖК РСФСР, ст. 33 ЖК РБ при предоставлении жилых помещений не допускалось заселение одной комнаты лицами разного пола старше 12 лет, кроме супругов.
Документы, свидетельствующие о согласии Ханова А.Р. на заселение с сестрой в одну комнату, со снятием с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, отсутствуют.
Таким образом, исходя из размера общей ( ... кв. м) и жилой ( ... м) площади жилого помещения, фактического проживания Ханова А.Р. с его сестрой Степановой Н.А., требования 41 ЖК РСФСР при предоставлении жилого помещения не учитывались, в связи с чем, право Ханова А.Р. на предоставление жилого помещения по указанному основанию не реализовано.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Поскольку при принятии решения судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, то оснований к отмене судебного решения не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы, апелляционного представления - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы от дата оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Администрации ГО г. Уфа РБ, апелляционное представление прокурора Октябрьского района г. Уфы РБ Воронова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Голубева И.В.
Турумтаева Г.Я.
Справка судья: Кадырова Э.Р.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.