Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Гадиева И.С.
Низамовой А.Р.
при секретаре Салиховой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Кошелевой С.Ф. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 04 сентября 2013 г., которым постановлено:
исковые требования Кошелевой С.Ф. к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Башкортостан" о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы N N ... от 10 января 2013 г., обязании главное бюро медико-социальной экспертизы пересмотреть процент утраты профессиональной трудоспособности истца Кошелевой С.Ф., оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Гадиева И.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кошелева С.Ф. обратилась в суд с иском к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Башкортостан" о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы N ... от 10 января 2013 г. В обоснование своих требований указала, что дата на территории ЗАО " ... " истец получила производственную травму. В результате несчастного случая была проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой составлен акт Н-1. Решением комиссии Центрального бюро МСЭ г.Уфы определено 10% утраты профессиональной трудоспособности. При очередном переосвидетельствовании 14.05.2012 установлено 10 % потери профессиональной трудоспособности бессрочно. Не согласившись с данным решением, 10.01.2013 Кошелева С.Ф. прошла повторную медико-социальную экспертизу в г.Уфа, по результатам которой ей также установлено 10 % потери профессиональной трудоспособности. С данным решением не согласна, просит обязать Главное бюро медико-социальной экспертизы пересмотреть процент утраты ее профессиональной трудоспособности.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе Кошелева С.Ф. просит решение суда отменить. В качестве доводов указывается, что судом не учтено то обстоятельство, что составляющая часть должностных обязанностей истца носила разъездной характер работы, а согласно п. 28 "Правил установления степени утраты трудоспособности" от 16.10.2000 N 789, в случаях, если пострадавший может выполнять работу по профессии с незначительным снижением объема профессиональной деятельности (снижение нормы выработки на 1/3 часть прежней загрузки - освобождение от командировок и разъездов), устанавливается 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности. Также указывает, что неспособность соблюдения трудового графика (частые больничные, дополнительный отпуск на лечение) и отсутствие экономического образования лишило ее возможности продолжить работу в должности экономиста, в связи с чем ее вынудили уволиться.
В порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие истца Кошелевой С.Ф., надлежащим образом извещенной о дне судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в жалобе, выслушав представителя ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы Республики Башкортостан" Гурьянову Е.Ф., считающую решение суда законным, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее Федерального закона) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в частности, возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
В соответствии с положениями статей 3, 7, 8 Федерального закона граждане, получившие трудовое увечье либо профессиональное заболевание при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, среди прочих видов обеспечения имеют право на получение ежемесячных страховых выплат, которые в силу части 3 статьи 10 Федерального закона выплачиваются застрахованным в течение всего периода стойкой утраты им профессиональной трудоспособности.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.
В соответствии с абзацами 17 и 18 статьи 3 Федерального закона под профессиональной трудоспособностью понимается способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества; под степенью утраты профессиональной трудоспособности - выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность до наступления страхового случая.
Порядок установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определяется Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 11 Федерального закона); степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 789 были утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), пунктом 2 которых было предусмотрено, что Министерство труда и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждает критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве.
Во исполнение предписаний названного Постановления Правительства РФ Министерство труда и социального развития Российской Федерации утвердило Временные критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18.07.2001 г. N 56) (далее - Временные критерии).
В силу п. 12 Правил степень утраты профессиональной трудоспособности потерпевшего определяется с учетом полученных документов и сведений, личного осмотра пострадавшего, исходя из оценки имеющихся у него профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных или специально созданных производственных условиях.
Основным методологическим принципом экспертизы профессиональной трудоспособности пострадавшего является совокупный анализ следующих критериев: клинико-функциональных; характера профессиональной деятельности (квалификации, качества и объема труда, способности к его выполнению); категории и степени ограничений жизнедеятельности (пункт 2 Временных критериев).
При определении степени утраты профессиональной трудоспособности в рамках клинико-функционального критерия проводится совокупный анализ характера и тяжести травмы, профессионального заболевания; особенности течения патологического процесса, обусловленного несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; характер (вид) нарушений функций организма; степень нарушений функций организма; клинический и реабилитационный прогноз; психофизиологические способности; клинико-трудовой прогноз (пункт 3 Временных критериев).
Степень утраты профессиональной трудоспособности при очередном освидетельствовании устанавливается с учетом результатов реабилитации пострадавшего (пункт 33 Временных критериев).
Согласно пункту 1 Временных критериев степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов.
Пунктом 17 Правил предусмотрено, что в случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельность с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов.
В соответствии с п. 27, 28 Временных критериев в случаях, когда пострадавший может в обычных производственных условиях выполнять профессиональный труд с умеренным или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущих снижение заработка пострадавшего, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается от 10 до 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности.
Если пострадавший может выполнять работу по профессии со снижением объема профессиональной деятельности на 1/10 часть прежней загрузки, устанавливается 10 процентов утраты профессиональной трудоспособности.
Как уже указывалось выше, степень утраты застрахованным профессиональной трудоспособности устанавливается учреждением медико-социальной экспертизы, в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.10.2000 N 789.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что на момент освидетельствования в мае 2012 года и в январе 2013 года правовых оснований для установления иного процента утраты профессиональной трудоспособности не имелось.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Кошелева С.Ф. работала на ОАО " ... " с дата ... , с дата в ... , с дата - ... , с дата экономистом ... Далее также работала ... , ... , дата - уволена по собственному желанию.
В период работы в ОАО " ... " в связи с несчастным случаем на производстве дата на территории ЗАО " ... " истец получила производственную травму, составлен акт Н-1, решением комиссии Центрального бюро МСЭ г.Уфы определено 10% утраты профессиональной нетрудоспособности.
При очередном переосвидетельствовании 14.05.2012 установлено 10 % потери профессиональной трудоспособности бессрочно.
10.01.2013 Кошелева С.Ф. прошла медико-социальную экспертизу в адрес, решением ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РБ" подтверждено 10 % утраты профессиональной работоспособности бессрочно.
Согласно заключению судебной медико-социальной экспертизы по
материалам дела N ... от 22.07.2013 ФГБУ Федерального бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты РФ, проведенного на основании определения Стерлитамакского городского суда от 5.04.2013, установлено, что у Кошелевой С.Ф. имеются "отдаленные последствия производственной травмы от дата: ... ". На интересующий период после дата, на 14.05.2012, 10.01.2013 и в настоящее время в полном объеме и в прежних условиях труда, исключая командировки выполняла работу экономиста. Повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве в виде стойких незначительных нарушений статодинамической функции организма не требовало /-ет/ изменения условий труда, влекущих снижение заработка. В связи с этим медико-социальная экспертная комиссия пришла к выводу, что степень утраты профессиональной трудоспособности соответствует 10% с 14 мая 2012 г. - бессрочно.
Заключение экспертизы мотивировано, в нем содержатся сведения о том, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, даны обоснованные и объективные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.
Заключение экспертизы оценено судом в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в совокупности с другими имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оснований сомневаться в правильности и обоснованности выводов экспертов не имеется. Доказательств, опровергающих выводы экспертов и свидетельствующих о необходимости проведения повторной экспертизы, заявителем не представлено.
Таким образом, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение, отказав в удовлетворении заявленных требований. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нормы материального права судом применены верно, нарушений процессуальных норм не установлено.
Доводы апелляционной жалобы о необходимости установления Кошелевой С.Ф. 30% утраты профессиональной трудоспособности неубедительны, поскольку при проведении экспертизы были изучены все необходимые медицинские и иные документы, имеющиеся у истца и представленные суду, в результате чего установлено, что утрата ее профессиональной трудоспособности составляет 10%.
В опровержение доводов истца о том, что при определении степени утраты профессиональной трудоспособности не были приняты во внимание характер ее работы (разъездной), сложность, напряженность, должностные обязанности, из заключения экспертизы следует, что при принятии экспертного решения учтены данные, представленные работодателем: производственные характеристики, экспертное решение об условиях труда, при этом из характеристики следует, что с работой истица справляется, уровень квалификации соответствует занимаемой должности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что именно потеря профессиональной трудоспособности повлекла увольнение истицы с ранее занимаемой должности, являются необоснованными, доказательств в подтверждение данного факта истцом суду не представлено.
Доводы апелляционной жалобы истца фактически направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных сторонами доказательств, а также сводятся к неправильному толкованию норм права; вместе с тем они не опровергают выводов суда первой инстанции, поскольку были предметом исследования и оценки суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов; доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
В силу статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены либо изменения обжалуемого постановления суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда РБ от 04 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошелевой С.Ф. - без удовлетворения.
ФИО4 Алексеенко
судьи И.С. Гадиев
А.Р. Низамова
Справка: судья ФИО6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.