Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Голубевой И.В. Турумтаевой Г.Я.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Харрасовой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы Администрации муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан Миронова В.Г. на решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Белорецкого межрайонного прокурора РБ в интересах Камалова Р.Ю. к Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в пределах социальной нормы предоставления жилья и обязании заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Камалову Р.Ю., дата года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья и заключить с ним договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белорецкий межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах Камалова Р.Ю. обратился в суд с иском к Администрации муниципального района адрес РБ о предоставлении благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда в пределах социальной нормы предоставления жилья и обязании заключить договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
В обоснование исковых требований указано, что Камалов Р.Ю., дата г.р. относятся к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением. Постановлениями главы Азикеевской ... администрации N ... от дата. над несовершеннолетним Камаловым Р.Ю. учреждена опека и назначен опекун ФИО1, в связи со смертью матери ФИО2 дата окончил муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение ... адрес РБ. Однако до настоящего времени жилое помещение Камалову в соответствии с нормами ЖК РФ, Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не предоставлены. В связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд за защитой прав вышеуказанных лиц. Прокурор просит обязать администрацию муниципального района адрес РБ предоставить Камалову Р.Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе глава Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан Миронов В.Г. просит отменить решение суда, и вынести новое решение с определением срока исполнения решения суда. В обоснование жалобы указывает, что Камалов Р.Ю. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2013 году муниципального района адрес РБ. Камалов Р.Ю. обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения лишь дата, в котором просит предоставить жилье в дата года по окончании обучения. Заявление Камалова Р.Ю. о получении жилого помещения немедленно в Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан не поступало. Полагает, что Администрация предпринимает все действия по предоставлению жилого помещения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Фахретдинову Ю.Ю., судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит изменению по следующим основаниям.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) ...
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что Камалов Р.Ю. относятся к лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилыми помещениями, обязанность обеспечения Камалова Р.Ю. жилым помещением должна быть возложена на администрацию муниципального района адрес РБ.
Выводы суда в этой части являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Камалов Р.Ю. родился дата в городе адрес, что подтверждается свидетельством о рождении (л.д.8). Родителями числятся в графе "отец" - ФИО3, в графе "мать" - ФИО2
Согласно свидетельству о смерти ФИО2 умерла дата, о чем составлена актовая запись N ... от дата.
Постановлением ... сельской администрации муниципального района адрес РБ от дата N ... над несовершеннолетним Камаловым Р.Ю. установлена опека и назначен опекун ФИО1 в связи со смертью одинокой матери ФИО2
Согласно аттестату о среднем (полном) общем образовании N ... от дата Камалов Р.Ю. окончил ... муниципального района адрес РБ.
Согласно справке ... филиала ГУП Бюро технической инвентаризации РБ N ... от дата Камалов Р.Ю. на территории адрес собственником объектов недвижимости не является.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведения, выданного дата УФС государственной регистрации, кадарстра и картографии по адрес за N N ... , информация о правах Камалова Р.Ю. на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества, отсутствуют.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Камалов Р.Ю. не обеспечен жильем.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из положений ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) и обязал Администрацию МР адрес РБ предоставить Камалову Р.Ю. жилое помещение специализированного жилищного фонда не ниже установленных социальных норм, и заключить с ними договор найма специализированного помещения сроком на пять лет.
Между тем ч.1 ст.109.1 ЖК РФ, ч.2 ст.57 ЖК РФ (в редакции от 29.02.2012г.) вступает в силу 01.01.2013года (ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Из приложения N ... к Распоряжению главы администрации муниципального района адрес РБ N N ... р от дата следует, что Камалов Р.Ю. с дата года состоит на учете в отделе опеки и попечительства администрации муниципального района адрес РБ на получение жилого помещения.
Доводы жалобы представителя ответчика о том, что Камалов Р.Ю. включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в дата году муниципального района адрес РБ; Камалов Р.Ю. обратился с заявлением о предоставлении жилого помещения лишь дата; действия Администрации МР адрес РБ не нарушают права Камалова на получения жилья, несостоятельны, поскольку Камалов Р.Ю. был включены в список лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения до дата.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
По смыслу ч.2 ст.57 ЖК РФ в редакции до 29.02.2012г., ст.8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом возникновение права на получение жилья в частности связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении, а не во всех вышеперечисленных учреждениях такого рода, независимо от факта их прохождения обучения в другом образовательном учреждении, учреждении такого рода, нахождения в приемной семье, установления опеки (попечительства), и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в соответствующие органы.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ, а также разъяснением, содержащимся в абз. 3 п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", судебная коллегия сочла необходимым в целях социальной защиты; обеспечения права на жилище, проверить решение суда первой инстанции в полном объеме, не связывая себя доводами апелляционной жалобы, в связи с неправильным применением судом норм материального права.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит, что решение суда первой инстанции подлежит изменению в связи с тем, что правоотношения между истцом и ответчиком - Администрацией МР адрес РБ по предоставлению ему жилого помещения возникли до дата, следовательно, жилое помещение истцу должны быть предоставлено не по договору найма специализированного помещения, а по договору социального найма не ниже ... кв.м., установленных Решением Совета МР адрес РБ.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, а лишь направлены на иную оценку собранных по делу доказательств
Руководствуясь ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Белорецкого городского суда Республики Башкортостан от 16 сентября 2013 года изменить.
Обязать Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан предоставить Камалову Р.Ю., дата года рождения, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, в пределах территории муниципального района адрес Республики Башкортостан, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Голубева И.В.
Турумтаева Г.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.