Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Голубевой И.В. Турумтаевой Г.Я.
при секретаре Салиховой Г.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Рахмангуловой Р.Р. на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска Рахмангуловой Р.Р. к администрации Муниципального района ... район Республики Башкортостан об обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений отказать.
Заслушав доклад судьи Науширбановой З.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рахмангулова (Кильдиярова) P.P. обратилась в суд с иском к администрации Муниципального района ... район Республики Башкортостан об обязании включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить однократно благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений. Требования мотивированы тем, что на основании постановления муниципального образования ... сельсовет адрес РБ от дата N N ... , истцу как оставшейся без попечения родителей, было установлено попечительство, попечителем назначена И ... Её мать ФИО1 умерла дата г., отец ФИО2 решением ... районного суда РБ от дата лишен в отношении неё родительских прав. В дата г. она подала заявление в Администрацию муниципального района адрес РБ о постановке её на учет для получения жилья, поскольку относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Администрация муниципального района адрес РБ Кильдияровой P.P. отказала в постановке её на учет.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе Рахмангуловой Р.Р. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд не принял во внимание, что обучение она окончила лишь дата, то есть после подачи заявления о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем. Законодательством РФ не предусматривалось для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не состоявших до 01 января 2013 года на учете как нуждающихся, такого условия обеспечения их жилыми помещениями, как постановка на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно законодательству, действующему до 01 января 2013 года, указанным гражданам жилые помещения предоставлялись из фонда социального использования по договорам социального найма вне очереди. Наличие жилья у матери супруга не порождает для нее никаких правовых последствий по приобретению жилья.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Рахмангулову Р.Р., Рахмангулова И.И., судебная коллегия находит решение законным и обоснованным.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья обозначен федеральным законодательством.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст. 26.3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Как следует из ч. 3 ст. 49 ЖК Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан (в данном случае детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей).
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статьи 109.1 ЖК Российской Федерации (введена Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
Согласно ст. 1 абз. 4 Федерального закона от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ (в ред. от 17.12.2009 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии со статьей 8 данного закона 1. Детям-сиротам и детям. оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее -список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
4. Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или
членами семей нанимателей по договорам социального найма либо
собственниками которых они являются, признается невозможным, если это
противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из
следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых
помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской
Федерации обстоятельство.
5. Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых
помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
6. Срок действия договора найма специализированного жилого
помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи,
составляет пять лет.
7. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
8. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права, и исходил из того, что истец в настоящее время не относится к категории лиц, установленных Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ. До достижения возраста 23 лет с требованием о предоставлении ей жилого помещения или о постановке на учет для получения жилого помещения в органы местного самоуправления не обращалась.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он подтверждается материалами дела.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Кильдиярова P.P. относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: мать ФИО1 умерла дата г., отец ФИО2 был лишен родительских прав в отношении нее решением ... районного суда Республики Башкортостан от дата г., что сторонами не оспаривается.
Постановлением главы администрации МО ... сельсовет от дата N N ... попечителем несовершеннолетней Кильдияровой P.P.
назначена И..
дата согласно диплому о высшем образовании ... Кильдияровой P.P. присуждена ...
Постановлением главы администрации МР адрес от дата. N ... за Кильдияровой P.P. закреплено жилое помещение по
адресу: адрес.
Постановлением главы администрации MP адрес от дата N ... постановление администрации N ... от дата "О сохранении за несовершеннолетней Кильдияровой P.P. права пользования жилым помещением" в связи с невозможностью проживания Кильдияровой P.P. в указанном жилом помещении отменено.
В тоже время, согласно ответу администрации MP адрес от дата N ... с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, как не имеющей в собственности либо закрепленного за ней жилого помещения, и являющейся круглой сиротой, Кильдиярова P.P. обратилась в Администрацию MP адрес после дата. Данное обстоятельство она подтвердила в судебном заседании суда апелляционной инстанции. При этом на момент обращения с указанным заявлением Кильдиярова P.P. достигла 24 лет.
Между тем, реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, на что обоснованно указано в письме администрации MP адрес от дата N N ...
Кроме того, судом установлено, что на момент обращения в администрацию адрес в 2013 г., за Кильдияровой P.P. было закреплено жилое помещение по адресу: адрес (постановление N ... от дата г.)
Учитывая изложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Рахмангуловой (Кильдияровой) Р.Р., и исходил при этом из того, что у заявителя в настоящее время отсутствует право на получение жилого помещения вне очереди по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Довод апелляционной жалобы о том, что суд не принял во внимание, что обучение она окончила лишь дата, то есть после подачи заявления о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем, не может служить основанием для признания отказа Администрации незаконным, поскольку основанием для отказа в постановке на учет являлось достижение заявителем к моменту такого обращения возраста 24 лет.
Другие доводы апелляционной жалобы были предметом судебного рассмотрения и сводятся к несогласию с оценкой судом установленных и исследованных в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 ГПК РФ обстоятельств, иному пониманию норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения.
Таким образом, постановленное судом решение является законным и обоснованным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рахмангуловой Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Голубева И.В.
Турумтаева Г.Я.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.