Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего З.А. Науширбановой
судей И.В. Голубевой
О.В. Демяненко
с участием прокурора Ю.Ю. Фахретдиновой
при секретаре Г.Г. Харрасовой
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО адрес РБ Темирбулатовой Э.И. на решение Октябрьского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:
исковые требования прокурора адрес, действующего в интересах Карповой Т.Р., к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Карповой Т.Р. по договору социального найма вне очереди благоустроенное жилое помещение в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, площадью не менее ... кв. м., за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Голубевой И.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор адрес Республики Башкортостан, действующий в интересах Карповой Т.Р., обратился в суд с иском к Администрации ГО адрес РБ о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обосновании иска указал, что по обращению Карповой Т.Р. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Карпова Т.Р., дата года рождения, является лицом из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Карповой Т.Р. - Карпова Н.Ю. страдает психическим заболеванием, находится на стационарном лечении, отец Карпов Р.Н. находится в местах лишения свободы. Постановлением главы администрации адрес РБ N ... от дата, Карповой Т.Р. назначен опекун Тимербаева З.Я. Постановлением главы администрации адрес РБ N ... от дата за Карповой Т.Р. сохранено право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: адрес. Постановлением главы администрации адрес РБ N ... от дата отменен пункт 1 указанного постановления о сохранении права пользования жилым помещением. Карпова Т.Р. проживала и была зарегистрирована по адресу: адрес. Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N ... от дата Карпова Т.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях. В настоящее время Карпова Т.Р. зарегистрирована и проживает также по вышеуказанному адресу, не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, окончила образовательное учреждение, однако она не обеспечена жилым помещением. Учитывая изложенное, прокурор просил суд обязать Администрацию ГО адрес Республики Башкортостан предоставить Карповой Т.Р. жилое помещение по договору социального найма вне очереди в черте адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, установленным действующим законодательством.
Судом постановлено вышеприведённое решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации ГО адрес РБ Темирбулатовой Э.И. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что нормы закона о предоставлении детям-сиротам жилых помещений по договорам социального найма утратили силу; в соответствии с действующим жилищным законодательством сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Республике Башкортостан, в том числе, и в городском округе адрес не утвержден; считают, что права Карповой Т.Р. Администрацией городского округа адрес РБ не нарушены.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации ГО адрес РБ Акчурину Н.А., поддержавшую доводы жалобы, Карпову Т.Р., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены вынесенного решения не имеется.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции от 21 ноября 2011 года) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года, подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 57 названного Кодекса, в редакции, действовавшей до 01 января 2013 года - на момент возникновения спорных правоотношений, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Разрешая спор, суд обоснованно сослался на приведенные нормы права и исходил из того, что обязанность обеспечения Карповой Т.Р. жилым помещением должна быть возложена на Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан, поскольку порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому обязанность обеспечения Карповой Т.Р. жилым помещением из муниципального фонда может быть возложена на администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан при условии наделения ее в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, Карпова Т.Р. родилась дата в адрес РБ, в графе "отец" указан "Карпов Р.Н.", а в графе "мать" указана "Карпова Н.Ю.", что подтверждается копией справки о рождении N ... от дата.
Установлено, что мать Карповой Т.Р. - Карпова Н.Ю. страдает психическим заболеванием, находится на стационарном лечении, отец Карпов Р.Н. находится в местах лишения свободы, что подтверждается справкой N ... от дата.
Согласно справки от дата Карпова Т.Р. с дата по дата находилась в областном доме ребенка адрес.
Установлено, что Карповой Т.Р., дата года рождения, оставшейся без попечения родителей, на основании постановления главы администрации адрес РБ N ... от дата, назначен опекун Тимербаева З.Я.
Постановлением главы администрации адрес РБ N ... от дата за Карповой Т.Р. было сохранено право пользования жилым помещением: адрес.
Постановлением главы администрации адрес РБ N ... от дата отменен п. 1 постановления главы администрации адрес РБ N ... от дата о сохранении права пользования жилым помещением: адрес.
Судом установлено, что с дата Карпова Т.Р. проживала и была зарегистрирована по адресу: адрес, что подтверждается справкой о регистрации от дата.
Распоряжением главы адрес ГО адрес РБ N ... от дата Карпова Т.Р. принята на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях во внеочередном порядке, как ребенок оставшийся без попечения родителей.
В соответствии со справками, предоставленными ГУП "Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по адрес, Карпова Т.Р. собственником объектов недвижимости не является.
В настоящее время Карпова Т.Р. также зарегистрирована по адресу: адрес, не имеет жилья и не находится на полном государственном обеспечении, окончила образовательное учреждение.
Между тем, как установлено судом, до настоящего времени Карповой Т.Р. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 года N 260-3 (в редакции от 06 декабря 2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются следующими государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
Судом правильно установлено, что Карпова Т.Р. имеет право на обеспечение ее вне очереди жилым помещением по договору социального найма органом местного самоуправления Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пределах социальной нормы представления жилья, предусмотренной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08 июня 2006 года "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа", площадью не ниже 14 кв.м.
Как правильно указал суд, обеспечение вне очереди жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от недостаточности бюджетных средств и соблюдения очередности лиц, состоящих в списке на получение жилого помещения вне очереди.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда, о том, что обязанность по предоставлению жилых помещений истцу должна осуществляться Администрацией ГО адрес за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан, поскольку государственные полномочия РБ по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, после окончания ими учебного заведения были переданы в установленном порядке Администрации ГО адрес, однако расходы по предоставлению жилья являются расходными обязательствами РБ.
Доводы жалобы о том, что в соответствии с изменениями, внесенными в действующее законодательство и вступившими в силу с дата, Карпова Т.Р. имеет право на обеспечение ее жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, а не по договору социального найма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку правоотношения между Карповой Т.Р. и ответчиком по предоставлению истцу жилого помещения возникли до дата, истец была включена в список, нуждающихся в жилых помещениях дата. Таким образом, право на предоставление жилого помещения по договору социального найма возникло у истца до дата.
Учитывая изложенное, суд обоснованно удовлетворил исковые требования прокурора адрес, действующего в интересах Карповой Т.Р. к Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в адрес, в том числе и в городском округе адрес не утвержден и права Карповой Т.Р. Администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан не нарушены, судебная коллегия отклоняет как несостоятельные, поскольку обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями возложена действующим законодательством на органы местного самоуправления и исполнение данной обязанности не может ставиться в зависимость от указанных апеллянтом обстоятельств.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации ГО адрес РБ Темирбулатовой Э.И. - без удовлетворения.
Председательствующий Науширбанова З.А.
Судьи Голубева И.В.
Демяненко О.В.
Справка: судья Идрисова А.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.