Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Салихова Х.А.,
Хамидуллиной Э.М.,
с участием прокурора Крупновой А.И.,
при секретаре И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе О.А.Ю. на решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
заявление ФКУ ИК- "N" ГУФСИН России по Республике Башкортостан об установлении административного надзора в отношении осужденного О.А.Ю. удовлетворить.
Установить в отношении осужденного О.А.Ю., "дата" рождения, уроженца "адрес", освобождаемого из мест лишения свободы "дата", административный надзор на срок "данные изъяты" лет, исчисляя срок со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания О.А.Ю., с установлением следующих административных ограничений:
запретить посещение мест распития спиртных напитков;
запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 23-00 часов до 06-00 часов, если это не связано с исполнением своих функциональных обязанностей по месту работы;
запретить выезд за пределы муниципального образования, которое избрано при освобождении местом жительства или пребывания, без уведомления контролирующего органа МВД России;
обязать явкой до двух раз в месяц в орган внутренних дел ОМВД России по избранному при освобождении месту жительства или пребывания в дни, на которые будет указано в данном органе.
Разъяснить осужденному О.А.Ю., что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, является преступлением, предусмотренным ст.314.1. УК РФ.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК- "N" ГУФСИН России по Республике Башкортостан обратилась в суд с заявлением об установлении административного надзора в отношении осужденного О.А.Ю., указывая, что он осужден "дата" "данные изъяты" городским судом "данные изъяты" с учетом изменений, внесенных постановлением "данные изъяты" городского суда "данные изъяты" от "дата" о приведении приговора в соответствии с действующим уголовным законодательством, по ст. ст. "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты" годам "данные изъяты" месяцам лишения свободы в ИК особого режима, конец срока "дата", подпадает под действие ФЗ N64 от 06 апреля 2011 года и подлежит установлению над ним административного надзора.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе О.А.Ю. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность полагая, что устанавливая административный надзор, суд повторно назначил наказание за преступление, за которое он уже отбывает наказание. Суд не обеспечил участие в суде защитника.
Лица, участвующие в деле, в том числе О.А.Ю., извещены о месте и времени рассмотрения дела. О.А.Ю., с ИК- "N" освободился "дата", в судебное заседание не явился, что в силу ст. 167 ГПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Крупнову А.И., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
Согласно ч. 2 указанной статьи в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 3 указанной статьи в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если:
1) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
2) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
Согласно ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении:
1) лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
2) лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно ст. 4 указанного Федерального закона, в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения. Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
В силу ч. 2 ст. 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Как следует из материалов дела, О.А.Ю. осужден приговором "данные изъяты" городского суда "данные изъяты" от "дата", с учетом изменений, внесенных постановлением "данные изъяты" городского суда "данные изъяты" от "дата" о приведении приговора в соответствии с действующим уголовным законодательством, по ст.ст. "данные изъяты" УК РФ к "данные изъяты" годам "данные изъяты" месяцам лишения свободы в ИК особого режима.
Удовлетворяя заявление, суд правильно исходил из того, что имеются основания для установления административного надзора и административных ограничений для предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов. Поскольку О.А.Ю. осужден и имеет непогашенную судимость за совершение особо тяжкого преступления (ст. "данные изъяты" УК РФ), при наличии особо опасного рецидива, суд обоснованно определил срок административного надзора в "данные изъяты" лет, который равен сроку погашения судимости за особо тяжкое преступление, что соответствует требованиям п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеназванного Федерального закона и "данные изъяты" УК РФ (в редакции Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ).
Доводы апелляционной жалобы о назначении повторного наказания за одно и то же преступление, о нарушении требований ст. 10 УК РФ, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Статья 10 УК РФ устанавливает, что не имеет обратной силы уголовный закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица.
Однако, Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" не является уголовным законом, не устанавливает преступность деяния, не устанавливает и не усиливает наказание за совершенное преступление, за которое лицо уже отбыло наказание, или иным образом не ухудшает положение осужденного.
Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных этим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2).
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно было введено.
В силу п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 22 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре" административный надзор в обязательном порядке применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (часть 2 статьи 3 Закона и часть 1 статьи 173.1 УИК РФ).
В соответствии со ст. 48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей, а согласно ст. 50 ГПК РФ суд назначает адвоката в качестве представителя в случае отсутствия представителя у ответчика, место жительства которого неизвестно, а также в других предусмотренных федеральным законом случаях.
Обязательное участие представителя лица, в отношении которого ставится вопрос об установлении административного надзора, гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены судебного решения. Выводы суда мотивированы, соответствуют нормам права, фактическим обстоятельствам дела, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Салаватского городского суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, а апелляционную жалобу О.А.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Х.А. Салихов
Э.М. Хамидуллина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.