Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Нурисламова Ф.Т.
судей Киньягуловой Т.М., Свистун Т.К.
при секретаре Алексеевой О.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Резнова П.А., Резнова И.А. - Исхакова Р.Р. на решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 06 июня 2013 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Комитету по управлению муниципальной собственности администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, Администрации сельского поселения Балтийский сельский совет муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании не соответствующим требованиям Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" непринятие решения о бесплатной однократной приватизации земельного участка, об обязании принять решение бесплатной однократной приватизации земельного участка в соответствии решением общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли (пая) Сельского поселения Балтийский сельсовет от дата отказать.
Заслушав доклад судьи Киньягуловой Т.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Резнов П.А., Резнов И.А. обратились в суд с иском к Администрации муниципального района Иглинский район РБ об обязании принять решение о бесплатной однократной приватизации земельного участка.
В обоснование иска указано, что в соответствии со ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" общим собранием граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) сельского поселения Балтийский сельсовет от дата утвержден список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая). В этот список были включены Резнов И.А. и Резнов П.А. ( N ... и N ... соответственно по населенному пункту д. Ленинский).
Как установлено ч. 2 ст. 21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" на основании данного списка уполномоченный орган, каковым согласно п. 10 ст. 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" является Администрация муниципального района Иглинский район РБ, принимает решение о бесплатной однократной приватизации гражданами земельного участка. В нарушение этих требований закона Администрация MP Иглинский район РБ до настоящего времени не приняла решения о бесплатной однократной приватизации земельного участка истцами.
В связи с этим дата истцы обратились с заявлением в Администрацию MP Иглинский район РБ о
принятии решения о бесплатной приватизации земельного участка Резновым П.А. и Резновым И.А. Письмами от дата Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации МР Иглинский район РБ в удовлетворении заявления истцов отказано, чем нарушаются их права на бесплатную однократную приватизацию земельной доли (пая).
Просили признать не соответствующим требованиям закона (ч. 2 ст. 21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений Республике Башкортостан") отказ ответчика о бесплатной однократной приватизации земельного участка, обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истцов, обязать принять решение о бесплатной однократной приватизации земельных участков истцами в соответствии с решением общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли (пая) сельского поселения Балтийский сельсовет от дата.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству вышеуказанные гражданские дела в порядке ч. 4 ст. 151 ГПК PФ определением суда от дата объединены в одно производство.
Определением суда от дата Администрация сельского поселения Балтийский сельсовет MP Иглинский район РБ и Комитет по управлению муниципальной собственности Администрации муниципального района Иглинский район РБ привлечены в качестве соответчиков по делу.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представителя Резнова П.А., Резнова И.А. - Исхакова Р.Р. ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя Резнова П.А., Резнова И.А. - Исхакова Р.Р., выслушав Резнова П.А., представителя Резнова П.А., Резнова И.А. - Исхакова Р.Р., представителя Администрации МР Иглинский район РБ, КУМС Администрации МР Иглинский район РБ, Администрации сельского поселения Балтийский сельсовет МР Иглинский район РБ - Прокофьеву В.И., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии п.п. "в", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей; земельное законодательство.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с п. 6 ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Приватизация указанных земельных участков, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, определение момента начала приватизации земельных участков названной категории земель, относится исключительно к полномочиям субъекта Российской Федерации. Конечный срок начала приватизации земель в Федеральном законе не указан.
Согласно ст. 21.2 Закона Республики Башкортостан от 05 января 2004 года N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", в редакции Закона РБ от 20 мая 2011 года N 397-3, гражданам, имеющим право в соответствии с законодательством на получение земельной доли (пая), земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются на праве общей собственности бесплатно однократно.
Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные гражданам в счет земельной доли (пая) до вступления настоящего Закона в силу, на праве пожизненного наследуемого владения или аренды подлежат переоформлению в собственность бесплатно однократно. В таких случаях повторное предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в счет доли в праве общей собственности не допускается.
Право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) имеют:
1. Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1992 года право на
получение земельной доли (пая) при реорганизации колхозов, совхозов и
иных сельскохозяйственных предприятий в соответствии с решениями
трудовых коллективов;
2. Работники сельскохозяйственной организации (предприятия), уволенные из этой организации (предприятия) после 1 января 1992 года по сокращению численности или штата либо в связи с ее (его) ликвидацией;
3. Работники сельскохозяйственной организации (предприятия), постоянно работающие в ней (нем) и постоянно проживающие в сельском поселении (муниципальном образовании), на территории которого расположена данная сельскохозяйственная организация (предприятие);
4. Пенсионеры, вышедшие на пенсию в сельскохозяйственной организации (предприятии) и проживающие на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
5. Работники предприятий и организаций здравоохранения, культуры, образовательных учреждений, расположенных на территории сельского поселения (муниципального образования), в котором сельскохозяйственная организация (предприятие) образована;
6. Временно отсутствующие работники сельскохозяйственной организации (предприятия) - военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйства, работники, направленные на повышение квалификации, лица, имеющие право вернуться в соответствии с действующим законодательством на прежнее место работы (в случае их возвращения), женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком.
Указанные в части 3 настоящей статьи лица имеют право на первичное получение земельной доли (пая) только в одной сельскохозяйственной организации (предприятии).
Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
В целях реализации прав граждан на земельные участки и обеспечения единого подхода и механизма бесплатного однократного предоставления гражданам на праве общей собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года за N 60 утвержден Порядок работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности.
В соответствии с п. 1.3 данного Порядка внутрихозяйственные и районные комиссии по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения создаются в целях организации работ по поэтапной и планомерной бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно п. 2.1 Порядка внутрихозяйственные комиссии создаются сельскохозяйственными организациями, а в случае ликвидации сельскохозяйственных организаций - органами местного самоуправления сельских поселений, на территории которых расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций.
Руководство указанными комиссиями осуществляют руководители сельскохозяйственных организаций или главы администраций сельских поселений.
В состав внутрихозяйственных комиссий включаются представители сельскохозяйственных организаций, органов местного самоуправления сельских поселений территориального органа Министерства земельных в имущественных отношений Республики Башкортостан, управления (отдела) сельского хозяйства администрации муниципального района, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств района (п.2.2).
Положениями п. 3.1 вышеназванного Порядка предусмотрено, что районная комиссия создается решением уполномоченного органа.
В состав районной комиссии включаются представители территориального органа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, администрации муниципального района, управления (отдела) сельского хозяйства администрации муниципального района, филиала федерального государственного учреждения Земельная кадастровая палата по Республике Башкортостан, отдела (сектора) Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Башкортостан (по согласованию) (п.3.2 Порядка).
Согласно п. 2.3 данного Порядка к основным полномочиям внутрихозяйственной комиссии относятся:
принятие заявлений граждан на участие в бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
составление (уточнение) списков граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая);
определение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих приватизации, и размера земельной доли (пая) в сельскохозяйственной организации;
организация в соответствии с установленным порядком публикации в средствах массовой информации сведений о бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
рассмотрение землеустроительных материалов, в том числе проектов перераспределения земель;
проведение общих собраний сельскохозяйственных организаций или граждан, имеющих право на получение земельной доли;
сбор заявлений граждан на предоставление земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в общую собственность для представления в уполномоченный орган;
проведение информационно-разъяснительной работы и консультирование граждан по вопросам бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
контроль за соблюдением законности при приватизации земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение землеустройства на территории сельскохозяйственной организации или сельского поселения.
К основным полномочиям районной комиссии в соответствии с п. 3.3 вышеназванного Порядка относятся:
утверждение площадей сельскохозяйственных угодий, подлежащих бесплатной приватизации по каждой сельскохозяйственной организации;
утверждение среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан;
согласование решений общих собраний сельскохозяйственных организаций или граждан, имеющих право на получение земельной доли, по вопросам бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение внутрихозяйственных комиссий необходимыми нормативными и инструктивными материалами по бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
консультирование членов внутрихозяйственных комиссий по вопросам бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение информирования населения о ходе бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
сбор и обобщение информации о ходе бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в районе;
создание рабочих групп в рамках своей компетенции;
запрос у сельскохозяйственных организаций документов, необходимых для анализа процесса бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, а также итоговых документов по приватизации земель;
приглашение на свои заседания должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;
обеспечение соблюдения законодательства при проведении бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
обеспечение соблюдения установленного порядка и сроков бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
урегулирование споров, возникающих при бесплатной приватизации гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
информирование органов государственной власти Республики Башкортостан о ходе и итогах бесплатной приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с п. 5 ст. 21.2 Закона РБ от 05 января 2004 года N 59-з Списки граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), утверждаются решением общего собрания сельскохозяйственной организации (предприятия). Общее собрание сельскохозяйственной организации (предприятия) считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов всех его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на собрании членов сельскохозяйственной организации (предприятия).
В случае, если сельскохозяйственная организация (предприятие) ликвидирована, то общее собрание граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая), организуется органом местного самоуправления, на территории которого расположены земли ликвидированной организации (предприятия).
Согласно п. 1.4 Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, внутрихозяйственные комиссии проводят общие собрания сельскохозяйственных организаций (предприятий), общие собрания граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельских поселений, где расположены земли ликвидированных сельскохозяйственных организаций (предприятий).
Как следует из материалов дела, решением общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли (пая) по Балтийскому сельсовету MP Иглинский район РБ от дата утвержден список граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая). В этот список были включены также истцы Резнов П.А. и Резнов И.А. по населенному пункту д. Ленинский (л.д. 29-30).
Протокол общего собрания членов внутрихозяйственной комиссии от дата, утвержденный список лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая) со всеми материалами были переданы в районную комиссию для проверки (л.д. 7).
дата все заявления граждан вместе со списком граждан, утвержденный внутрихозяйственной комиссией были переданы в районную комиссию для проверки. В связи с выявлением районной комиссией нарушений законодательства и ненадлежащего оформления документов вышеуказанные материалы возвращены во внутрихозяйственную комиссию сельского поселения Балтийский сельсовет с мотивированным заключением для устранения замечаний.
Районной комиссией указаны нарушения закона о приватизации, а именно в список были включены граждане, не относящиеся к категориям лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая), указанные в пункте 3 статьи 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан". Также были неверно указаны паспортные данные пайщиков, реквизиты трудовых книжек, адреса места проживания граждан, протоколы заседания внутрихозяйственной комиссии не подписаны председателем комиссии, в протоколе и списках граждан сделаны дописки и исправления, которые не были заверены надлежащим образом.
Решение районной комиссией о возврате документов внутрихозяйственной комиссии соответствует требованиям пункта 3.7 "Порядка работы внутрихозяйственных и районных комиссий по бесплатному однократному предоставлению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, гражданам на праве общей собственности", утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2006 года N 60, согласно которому, в случае выявления районной комиссией фактов нарушения законодательства и ненадлежащего оформления документов материалы возвращаются во внутрихозяйственную комиссию с мотивированным заключением для устранения замечаний (л.д. 74).
дата на общем собрание граждан деревни Ленинское Балтийскому сельсовету MP Иглинский район РБ утвержден окончательный список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в границах д. Ленинское сельского поселения Балтийский сельсовет MP Иглинский район РБ. Данный список истцы не были включены (л.д. 118-119).
Из выписки из протокола N ... указанного общего собрания следует,
что по состоянию на дата учтено 24 участников общей
долевой собственности, из них 18 присутствовали на данном собрании, что
составляет более 75 % участников общей долевой собственности.
Вышеуказанным решением общего собрания признаны недействительными ранее утвержденные списки граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли (пая) (л.д. 120-121).
Разрешая спор, суд, всесторонне и полно исследовав все обстоятельства по делу, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Резнова П.А., Резнова И.А. к Администрации муниципального района Иглинский район РБ, Комитету по управлению муниципальной собственности администрации муниципального района Иглинский район РБ, Администрации сельского поселения Балтийский сельский совет муниципального района Иглинский район РБ о признании не соответствующим требованиям Закона Республики Башкортостан "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" непринятие решения о бесплатной однократной приватизации земельного участка, об обязании принять решение бесплатной однократной приватизации земельного участка в соответствии решением общего собрания граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли (пая) Сельского поселения Балтийский сельсовет от дата года, поскольку решение о бесплатной однократной приватизации земельных участков от дата районной Комиссией при Администрации муниципального района Иглинский район РБ признано не соответствующим требованиям Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
дата на общем собрание граждан деревни Ленинское Балтийскому сельсовету MP Иглинский район РБ утвержден окончательный список граждан, имеющих право на бесплатное получение земельной доли (пая) из земель сельскохозяйственного назначения в границах д. Ленинское сельского поселения Балтийский сельсовет MP Иглинский район РБ. В данный список истцы не были включены.
Кроме того, согласно абз.2 п.2 ст.21 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" бесплатная однократная приватизация гражданами земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с настоящим Законом осуществляется до дата, а в Администрацию муниципального района Иглинский район РБ истцы Резнов П.А. и Резнов И.А. обратились дата года, то есть по истечении предоставленного Законом срока.
Доводы истцов Резновых о том, что в общем собрании от дата не рассматривался вопрос об утверждении списка граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли, выписка из протокола N ... от дата и приложение N ... к протоколу -список граждан является подложными являются необоснованными, исходя из следующего.
Согласно ч.1 ст.55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей могут быть получены путем использования систем видеоконференц-связи в порядке, установленном статьей 155.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из смысла приведенных норм Закона обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих заявленные истцами требования и доводы, возражения против них, лежит на каждой из сторон.
Вместе с тем, истцами не заявлялись ходатайства о назначении какой-либо экспертизы в отношении выписки из протокола N ... от дата и списка граждан д. Ленинское.
Допрошенные по ходатайству истцов свидетели Бердников В.Г., Акатьева Т.Г., Васильев Ю.А., Быстров А.Н., Быстров В.А., Сорокин Г.А., Хализов А.А. в судебном заседании однозначно не подтвердили доводы истцов о подложности сведений, содержащихся в выписке протокола от дата года. Кроме того, указанные свидетели Бердников В.Г., Акатьева Т.Г., Васильев Ю.А., Быстров А.Н., Быстров В.А., Хализов А.А. были включены в оспариваемый истцами список, согласно которому они имеют право на бесплатное однократное получение земельной доли в общей (долевой) собственности из земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: Иглинский район, д. Ленинское.
Допрошенные свидетели в судебном заседании не оспаривали, что они включены действительно оспариваемый истцами список, который был утвержден общим собранием граждан д. Ленинское от дата.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отклонил доводы истцов о подложности доказательств как надуманные, не подтвержденные доказательствами.
Как установлено судом, заявления истцов о выделении земельной доли (пая) общим собранием граждан, имеющих право на бесплатное однократное получение земельной доли (пая) на территории сельского поселения Балтийский сельсовет рассмотрены, однако списки в отношении них не утверждены.
Таким образом, исковые требования Резнова П.А., Резнова И.А. к Администрации муниципального района Иглинский район РБ необоснованно, поскольку указанный орган в данном случае в силу закона не уполномочен принять решение о предоставлении земельной доли (пая).
Кроме того, в ходе судебного разбирательства истцами не представлено, а судом не добыты доказательства того, что истцы относятся к категориям лиц, имеющих право на получение земельной доли (пая), предусмотренный п. 3 ст. 21.2 Закона РБ "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан".
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных о незаконности и необоснованности решения суда от 06.07.2013 года.
Выводы суда соответствуют материалам дела, исследованным доказательствам и требованиям закона.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права судом не допущено.
Таким образом, постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем подлежащим оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 06 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Резнова П.А., Резнова И.А. - Исхакова Р.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий Нурисламов Ф.Т.
Судьи Киньягулова Т.М.
Свистун Т.К.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.