Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,
судей: Хамидуллиной Э.М.,
Якуповой Н.Н.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан Л.А.В. на решение Межгорьевского городского суда Республики Башкортостан от "дата", которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований прокурора ЗАТО Межгорье в интересах неопределенного круга лиц к Совету ЗАТО Межгорье, администрации ГО ЗАТО Межгорье РБ о признании незаконным бездействия Совета ЗАТО Межгорье и администрации ГО ЗАТО Межгорье, выразившееся в непринятии мер по оборудованию остановочных пунктов на территории ЗАТО Межгорье; об обязании Совета ЗАТО Межгорье внести изменения и дополнения в решение Совета от 13.12.2012 г. N 44-3 "О бюджете ГО ЗАТО Межгорье на 2013 г. и плановый период 2014-2015 годов", предусмотрев в местном бюджете средства на установку и оборудование остановочных пунктов, их ремонт и содержание; об обязании администрации ГО ЗАТО Межгорье до "дата" оборудовать остановочные пункты остановочными павильонами, привести остановки общественного транспорта автобусных маршрутов в соответствие с требования ФЗ от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ и внести в реестр муниципального имущества остановочные павильоны - отказать.
Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г. Межгорье обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Совету ЗАТО Межгорье, администрации городского округа ЗАТО Межгорье РБ о признании незаконным бездействия Совета ЗАТО Межгорье и администрации городского округа ЗАТО Межгорье, выразившееся в непринятии мер по оборудованию остановочных пунктов на территории ЗАТО Межгорье, об обязании Совета ЗАТО Межгорье внести изменения и дополнения в решение Совета от 13 декабря 2012 года N 44-3 "О бюджете городского округа ЗАТО Межгорье на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов", предусмотрев средства на установку и оборудование остановочных пунктов, их ремонт и содержание, об обязании администрации городского округа ЗАТО Межгорье до "дата" оборудовать остановочные пункты остановочными павильонами, привести остановки общественного транспорта автобусных маршрутов в соответствие с требования Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 259-ФЗ и внести в реестр муниципального имущества остановочные павильоны.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой ЗАТО г. Межгорье проверки исполнения законодательства выявлено, что администрацией ГО ЗАТО Межгорье РБ не исполнено требование законодательства в части обеспечения остановочных пунктов автопавильонами, указателями с информацией о маршруте и о регулярных внутримунипипальных автобусных маршрутах. На территории ЗАТО Межгорье всего размещено 30 остановочных павильонов. Решением Совета ЗАТО Межгорье РБ от 24 декабря 2009 года N 11-11 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования на регулярных внутримуниципальных маршрутах на территории городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан" организованы указанные пассажирские перевозки. Посадка и высадка пассажиров на остановочных пунктах "данные изъяты" производится в местах, не оборудованных остановочными павильонами. Остановочные пункты: "данные изъяты", три остановочных пункта на перекрестке "данные изъяты" не оборудованы электрическим освещением. Остановка общественного транспорта "данные изъяты" противоречит требованиям ПДД РФ, так как указанный остановочный пункт находится в охранной зоне газопровода высокого давления, в районе расположения остановки отсутствует знак 5.16 ПДД РФ "место остановки автобуса". В местах расположения остановочных пунктов не организовано движение транспортных средств и пешеходов, отсутствуют тротуары и пешеходные переходы через проезжую часть, не везде установлены дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 "Пешеходный переход" и 5.16 "Место остановки автобуса и (или) троллейбуса". В реестр муниципальной собственности внесено только "данные изъяты" остановочных павильонов. Не включены в реестр муниципального имущества остановки: "данные изъяты"; три остановочных пункта на перекрестке "данные изъяты". Несоответствие остановочных пунктов требованиям законодательства создает опасность причинения вреда жизни и здоровью граждан, повреждения имущества в результате дорожно-транспортных происшествий, создаст неблагоприятные условия для ожидания маршрутных автобусов в зимний период времени и при неблагоприятных погодных условиях. В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 131-Ф3 от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пунктом 7 ч. 1 ст. 6 Устава ГО ЗАТО Межгорье РБ, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского окрута. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствам муниципальных образований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционном представлении помощник прокурора ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан Л.А.В. просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что представитель ответчика администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье Е.Е.В. исковые требования фактически признала, за исключением требований о признании бездействия администрации городского округа ЗАТО г. Межгорье по оборудованию остановочных пунктов незаконным. Одновременно с этим, она заявила ходатайство об отложении рассмотрения дела до решения вопроса о добровольном удовлетворении части исковых требований. Однако в описательной части решения суда указанная позиция по существу заявленных требований отсутствует. Судом неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на предположениях. Исполнение требований федерального законодательства о осуществление функций по решению вопросов местного значения не может быть поставлено в зависимость от условий, в том числе недостаточности денежных средств.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав помощника прокурора ЗАТО г. Межгорье Л.А.В., поддержавшего доводы представления, представителя администрации ГО ЗАТО Межгорье К.Н.В., представителей Совета ЗАТО г. Межгорье В.А.П. и П.С.А., полагавших решение суда законным, Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, поскольку оно постановлено в соответствии с законодательством и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года и п. 7 ч. 1 ст. 6 Устава городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения.
В соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ, Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196 "О безопасности дорожного движения", ГК РФ решением Совета ЗАТО Межгорье от 24 декабря 2009 года N 11-11 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортном общего пользования на регулярных внутримуниципальных маршрутах на территории городского округа ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан" был определенен порядок организации пассажирских перевозок, утверждено Положение об организации пассажирских перевозок, в котором были разграничены полномочия Совета ЗАТО и администрации городского округа ЗАТО Межгорье.
Суд установил, что требования данного Положения Советом ЗАТО Межгорье выполнены (п. 3.1).
Советом утверждены Положение об организации перевозок общественного транспорта (приложение N 2 к решению Совета от 24 декабря 2009 года N 11-11), Порядок открытия новых, изменения и прекращения деятельности существующих регулярных внутримуниципальных маршрутов пассажирских перевозок автомобильным транспортном (приложение N 4), Положение о проведении конкурса на право осуществления пассажирских перевозок (приложение N 5).
В соответствии с проектом бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, направленным в Совет ЗАТО администрацией городского округа ЗАТО Межгорье, Советом был утвержден бюджет в объемах представленных администрацией.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правомерному выводу о том, что со стороны Совета ЗАТО Межгорье не усматривается бездействие в части не принятия мер по оборудованию остановочных пунктов.
Требование прокурора обязать Совет ЗАТО Межгорье до "дата" внести изменения и дополнения в решение Совета ЗАТО от 13 декабря 2012 года N 44-3 (ред. от 21 февраля 2013 года) "О бюджете городского округа ЗАТО Межгорье на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов" обоснованно отклонено судом, поскольку оно не основано на нормах действующего законодательства.
В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 09 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, следовательно, и внесение изменений в бюджет муниципального образования, входит в исключительную компетенцию представительного органа местного самоуправления.
Поэтому, суд не вправе удовлетворить требование прокурора, в таком виде как оно заявлено, поскольку возложение судом обязанности на орган местного самоуправления совершить действия по внесению изменения или дополнения в решение Совета "О бюджете городского округа ЗАТО Межгорье на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов", не входит в полномочия суда. Это явилось бы вмешательством в исключительную компетенцию органа местного самоуправления, что нарушило бы установленные ст.ст. 10, 12 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей и принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
Отказывая в удовлетворении требования прокурора о признании бездействия администрации ГО ЗАТО Межгорье в части непринятия мер по оборудованию остановочных пунктов, суд обоснованно исходил из того, что администрацией разработаны внутримуниципальные маршруты регулярных перевозок и внесены на утверждение Совета ЗАТО, администрация ежегодно проводит конкурс на право осуществления пассажирских перевозок, заключает договоры на осуществление перевозок.
Все "данные изъяты" остановочных пункта находятся в удовлетворительном состоянии, имеют остановочные площадки, 17 из них оснащены остановочными павильонами, имеют технические средства организации дорожного движения, имеют пешеходные дорожки, имеют освещение, что следует информации по обследованию остановочных пунктов (л.д. 26-27). Осуществляется работа по их содержанию в пределах предусмотренного финансирования.
"дата" и "дата" заключено "данные изъяты" муниципальных контракта на монтаж остановочных павильонов на сумму "данные изъяты" рублей, павильоны будут смонтированы и приведены в соответствие с требованиями федерального законодательства и ГОСТа Р52766-2007.
Администрация ЗАТО Межгорье "дата" направила в Совет ЗАТО письмо о необходимости "данные изъяты" рублей для выполнения работы по приобретению, монтажу новых остановочных пунктов и демонтажу старых в 2014 году.
Исходя из установленных обстоятельств, учитывая, что содержание остановочных пунктов связано с бюджетным финансированием, а администрацией ЗАТО Межгорье, бюджет которого является дотационным, осуществляются мероприятия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, Судебная коллегия полагает правильным вывод суда об отсутствии бездействия ответчика.
Доводы представления не опровергают изложенные в решении выводы суда, а фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую дал суд первой инстанции, в связи с чем не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется. Принятое судом решение соответствует нормам материального права, нарушений норм процессуального права судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Межгорьевского городского суда Республики Башкортостан от "дата" оставить без изменения, а апелляционное представление помощника прокурора ЗАТО г. Межгорье Республики Башкортостан Л.А.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Э.М. Хамидуллина
Н.Н. Якупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.