Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Фархутдиновой Г.Р.
судей Латыповой З.Г.
Фроловой Т.Е.
при секретаре С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 июня 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Ахметгариевой А.Г. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" о выплате денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, процентов, судебных расходов, удовлетворить частично.
Взыскать с ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" в пользу Ахметгариевой А.Г. денежную компенсацию по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в размере ... руб. ... коп., расходы по составлению искового заявления в размере ... руб., расходы по оплате госпошлины в размере ... руб. ... коп., всего взыскать ... ( ... ) руб. ... коп., в остальной части иска отказать.
Заслушав доклад судьи Латыповой З.Г., судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Ахметгариева А.Е. обратилась в суд с иском с последующим
представлением в суд дополнительного искового заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" о выплате денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование иска указала, что она проработала в должности помощника санитарного врача Буздякского центра ГСЭН в период с 1987 года по 2003 год, т.е. более 15 лет. С этой же организации вышла на пенсию по старости в 2000 году, но продолжала работать до увольнения 18 мая 2003 года по сокращению штатов.
Ее должность - помощник врача учреждения здравоохранения (медицинские и фармацевтические работники), входит в Перечень должностей специалистов государственных и муниципальных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденный Постановлением Правительства от 25 сентября 2006 года N275.
До выхода на пенсию, а также после увольнения она получала денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг, что подтверждается ведомостями по выплате N ... на коммунальные услуги за 2003 год, N34 за 2004 год.
Таким образом, она подпадает под категорию граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Ей выплачена сумма компенсации за период с 01 июня 2007 года по 31 декабря 2010 года, в выплате остальной суммы отказано. Исполнительный лист был возвращен УФК по РБ 20 февраля 2012 года, в связи с отсутствием в исполнительном документе фиксированной денежной суммы, подлежащей взысканию (денежной суммы по которой не требуется текущий либо последующий расчет при исполнении исполнительного документа).
Посредством переговоров, как с ответчиком, так и с УФК по РБ данный вопрос не был урегулирован, компенсация ответчиком не рассчитывается и не выплачивается по настоящее время.
В целях полагающейся ей компенсации был произведен расчет за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года, что составило ... руб.
Расчет произведен на основании региональных стандартов, в соответствии с Постановлением Правительства РБ от 01 марта 2005 года N29 "О региональных стандартах нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" в размере 33 кв.м. общей площади для одиноко проживающего человека.
Размер компенсации за потребляемую электроэнергию определен в соответствии с приложением N3 к Постановлению Правительства РБ N275 от 25 сентября 2006 года и составляет 50 кВт/ч на одного человека.
На дату обращения в суд проценты за пользование чужими денежными средствами составили ... руб ... Просила взыскать с ответчика денежную компенсацию за оплату коммунальных услуг ... коп., проценты за пользование чужими денежными средствами ... руб., обязать ответчика осуществлять расчет и выплату денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01 января 2013 года на регулярной (поквартальной) основе согласно норм потребления электроэнергии и сетевого газа; взыскать с ответчика расходы по оплате юридических услуг ... руб., расходы по оплате госпошлины ... руб.
Судом вынесено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального права.
В обоснование жалобы указывает, что ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" не является надлежащим ответчиком по делу. Судом не было учтено, что Ахметгариева А.Г. работала в государственном учреждении здравоохранения, которое финансировалось за счет средств федерального бюджета. С 01.01.2005г. предоставление жилищно - коммунальных услуг было прекращено в связи с невыделением на эти цели денежных средств из федерального бюджета. Судом не правильно применен Закон Республики Башкортостан "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и поселках" N238-з от 29.11.2005г., поскольку ответчик-федеральное бюджетное, финансовое обеспечение осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и поступающие денежные средства обязано расходовать с соответствии с их целевым назначением.
В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ указанное дело рассмотрено без участия лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" Мухаметову Г.Р., поддержавшую жалобу, Ахметгариеву А.Г., возражавшую относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Определением суда от 24 июня 2013 года производство по делу в части требований Ахметгариевой А.Г. к Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" об обязании осуществлять расчет и выплату денежных компенсации на оплате помещения и коммунальных услуг с 01 января 2013 года на регулярной основе (поквартально), согласно норм потребления электроэнергии и сетевого газа прекращено в связи с тем, что имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами о том же предмете и по тем же основаниям решение суда (л.д.94-95).
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" право на получение мер социальной поддержки имеют специалисты государственных и муниципальных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
Согласно ст. 4 данного закона - право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняется после назначения пенсии (независимо от ее вида) за лицами, проработавшими не менее 10 лет в должностях специалистов, указанных в ст. 1 Закона, при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки, и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках.
Согласно п. 5.6 "Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках", утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25 сентября 2006 года N275 - определен порядок предоставления денежной компенсации: за истекший период, начиная с 01 января 2005 года, но не более чем за три года перед месяцем обращения.
Суд при разрешении спора исходил из содержания решения Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 февраля 2011 года, вступившего в законную силу 14 июня 2011 года, по делу по иску Ахметгариевой А.Г. к ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" о выплате денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которым установлено, что Ахметгариева А.Г. проработала в должности помощника санитарного врача Буздякского центра ГСЭН в период с 1987 года по 2003 год; вышла на пенсию по старости в 2000 году, но продолжала работать вплоть до увольнения по сокращению штатов до 18 мая 2003 года; должность помощника врача учреждения здравоохранения входит в Перечень должностей специалистов государственных и муниципальных учреждений, проживающих и работающих в сельских и рабочих поселках, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг; согласно ведомостям N ... за 2003 год и N ... за 2004 год истица получала денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг в период после увольнения до 2005 года. Судом также установлено, что истица обратилась с иском в суд 27 августа 2010 года. Указанным решением суда удовлетворены требования истицы о взыскании денежной компенсации за оплату коммунальных услуг (за электроэнергию и за отопление сетевым газом) за период с 01 июня 2007 года по 30 июня 2010 года, ответчик обязан регулярно производить истцу выплату денежной компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Согласно ч.2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Статьей 160 ЖК РФ установлено, что отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч.6 ст. 159 ЖК РФ, при определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно- коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Частью 8 указанной выше статьи установлено, что финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Определением ВС РФ от 28 октября 2009 года N49-Г09-38 дано разъяснение о применений положений Закона Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года N238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих в сельской местности и рабочих поселках: "согласно п.п. "ж" ч.1 ст. 72 и ч.2 ст. 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ; по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным выше лицам, путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий, исходя из их фактической численности и в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Субъект РФ при принятии закона в пределах своей компетенции не вправе возлагать какие-либо обязательства на РФ или на иной федеральный орган. Условия принятия закона органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, устанавливающих меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих и работающих в сельской местности, содержатся в вышеуказанном Законе РФ от 22 августа 2004 года N122-ФЗ".
В этом же определении указано, что ст. 63 Закона РСФСР "Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан" (в ред. ФЗ N122-ФЗ от дата) предусматривает, что меры социальной поддержки медицинских, фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с ч.2 ст. 63 этого Закона, действовавшей до 01 января 2005 года, работники здравоохранения, проживающие в сельской местности, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством. С 01 января 2005 года в соответствии с п.50 ст. 35 ФЗ N122-ФЗ от 22 августа 2004 года и ФЗ от 06 октября 2003 года N131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" данная норма утратила силу.
В силу п. 1 ст. 153 Федерального закона N122-ФЗ от 22 августа 2004 года в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 01 января 2005 года право на компенсацию в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, данный Закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных Федеральным законом. Таким образом, законодатель установил, что форма и размер предоставляемых ранее и отмененных льгот и гарантий устанавливается указанным Федеральным законом. В соответствии со ст. 26.3-1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" органы государственной власти субъекта РФ вправе устанавливать за счет средств бюджетов субъекта РФ (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Следовательно, в соответствии с нормами федерального законодательства субъект вправе сам определять круг лиц и размер льгот.
Применительно к данному случаю, таким законодательным актом является Закон Республики Башкортостан от 29 ноября 2005 года N238-з "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках", а также подзаконные акты, регулирующие реализацию данного закона, в частности Постановление Правительства РБ от 25 сентября 2006 года N275 "О реализации Закона РБ "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" (Постановление N275 от 25 сентября 2005 года)".
В соответствии со ст. 1 Закона РБ "О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках" (в ред. Законов РБ от 27 октября 2008 года N35-з, от 17 декабря 2008 года N80-з) право на получение мер социальной поддержки имеют специалисты государственных и муниципальных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках.
В ст. 4 указанного закона право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг сохраняется после назначения пенсии (вне зависимости от ее вида) за лицами, проработавшими не менее 10 лет в должностях специалистов, указанных в ст. 1 Закона, при условии, если на день назначения пенсии им предоставлялись меры социальной поддержки и они продолжают проживать в сельских населенных пунктах или рабочих поселках. Пунктом 5.5 Постановления N275 от 25 сентября 2006 года установлено, что денежная компенсация пенсионерам предоставляется по их последнему месту работы.
Как усматривается из материалов дела, Ахметгариевой А.Г., ... года рождения с 1 августа 2000 года назначена пенсия по старости (л.д.11).
Согласно записи трудовой книжки ... 14 декабря 1987 года Ахметгариева А.Г. принята на должность помощника санитарного врача Буздякской СЭС в порядке перевода.
Согласно записи трудовой книжки N ... 18 мая 2003 года Ахметгариева А.Г. уволена с должности помощника санитарного врача по гигиене детей и подростков по сокращению штата на основании п.2 ст. 81 Трудового кодекса РФ (л.д.12).
Согласно справке N ... от 9 января 2012 года, выданной ООО "Газпром межрегионгаз Уфа", фактическая оплата за один прошедший месяц по лицевому счету N ... составляет за декабрь ... руб.(л.д.14), за период с января 2012г. по октябрь 2012г. - ... рубль (л.д.15).
Согласно справке N ... от 09 января 2013г., выданной ООО "Энергетическая сбытовая компания Башкортостана" задолженность по лицевому счету N ... не имеется (л.д.16), за период с 23.01.2012г. по 13.12.2013г. по лицевому счету N ... оплачено ... рубля (л.д.17).
Согласно справке N ... от 09 января 2013 года, выданной администрацией СП Буздякский сельсовет МР Буздякский район Республики Башкортостан Ахметгариева А.Г. проживает одна (л.д.18).
Согласно справке N ... от 09 января 2013г., выданной МФГКУ Республиканский центр по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Ахметгариевой А.Г. субсидия не предоставлялась (л.д.18).
Согласно уведомлению N ... от 20.02.2012г. Управления Федерального казначейства по Республики Башкортостан исполнительный лист серии N ... , выданный 26.07.2011 по делу N2-1544/11 в связи с отсутствием в исполнительном документе фиксированных денежных сумму подлежащих взысканию. (л.д.19).
Суд, руководствуясь вышеназванными нормами материального права, на основании установленных обстоятельств, обоснованно пришел к выводу о необходимости удовлетворить требования истца о взыскании денежной компенсации за оплату коммунальных услуг за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года в размере ... руб. ... коп..
Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" является федеральным государственным учреждением и финансируется за счет средств федерального бюджета не могут быть основанием для отмены или изменения решения суда, поскольку согласно Уставу ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РБ" утвержденного приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 2005 года N21, Центр создан на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 13 января 2005 года N23-р путем слияния следующих федеральных государственных учреждений: ... государственное учреждение "Центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Буздякском районе Республики Башкортостан" с. Буздяк; ... и является их правопреемником в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела, значимые по делу обстоятельства установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права судебной коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы от 24 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан" - без удовлетворения.
председательствующий: Г.Р. Фархутдинова
судьи: З.Г. Латыпова
Т.Е. Фролова
Справка: судья: Хаматьянова Р.Ф.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.