Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Железнова О.Ф.,
судей Демяненко О.В.,
Смирновой О.В.,
при секретаре Салиховой Г.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Шайхутдинова Р.А. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 мая 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Открытому акционерному обществу "Каустик" об обязании выполнения природоохранных мероприятий, рекомендованных проектом "Оценки воздействия на окружающую среду", отказать.
Заслушав доклад судьи Смирновой О.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан
УСТАНОВИЛА:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Сода" о возложении обязанности по выполнению природоохранных мероприятий.
В обосновании иска указал, что в связи с поступлением информации Стерлитамакского территориального управления Минэкологии РБ о периодически выявляемых ГБУ РБ УГАК превышениях предельно допустимых концентраций по хлоридам в реке ... ниже по течению адрес проведена проверка, по результатам которой установлено, что ОАО "Сода" не соблюдает экологические требования при эксплуатации шламонакопителей "Белое море". Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства предприятием не разработаны и не осуществляются природоохранные мероприятия, рекомендованные разработанным в 1997 году БАШНИПИНЕФТЬ проектом "Оценка воздействия на окружающую среду - ОВОС от шламонакопителей "Белое море" АО "Сода", получившим дата положительное заключение государственной экологической экспертизы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан. Проектом ОВОС предусматривается ряд мероприятий как на стадии ремонта шламонакопителей и их строительства, так и на стадии эксплуатации. Согласно разделу 3.2. "Оценка воздействия на подземные воды" проекта воздействие шламонакопителей "Белое море" на состояние поверхностных вод по содержанию хлор-иона классифицируется как сильное воздействие. Влияние шламонакопителей на загрязнение подземных вод в виде их засоления и повышения минерализации сказывается в различной степени (от слабого до критического) по общему содержанию солей и хлоридов на площади около 10 кв.м. вокруг накопителя и около 5 кв.м вниз по левобережью адрес. Дальнейшее существование фильтрующих секций 94, 47,31 и 22 га продолжает оказывать негативное влияние на качество подземных вод. Для исключения этого влияния проектом рекомендовано провести следующие природоохранные мероприятия: фильтрующие секции оборудовать пленочным экраном; определить долю влияния каждого из выпусков сточных вод в реку и потоков из отстойников на состояние подземных вод.
Прокуратурой установлено, что рекомендованные проектом ОВОС мероприятия ОАО "Сода" выполнены не в полном объеме, а именно, не оборудованы пленочным экраном секции 94, 47, 31 и 22 га; не проведена оценка выпуска сточных вод на реку Белая, также ОАО "Сода" в нарушение мероприятий, предусмотренных проектом ОВОС, произведена реконструкция отсека 136 га на отметку 146,2 м (фактическое заполнение осадком 145,82 м). Нарушение рекомендуемых отметок при реконструкции шламонакопителей может привести к усилению их влияния на подземные и поверхностные воды за счет фильтрации. В связи с тем, что предусмотренные проектом ОВОС природоохранные мероприятия до настоящего времени не выполнены, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду.
Просил обязать ОАО "Сода" выполнить природоохранные мероприятия, рекомендованные разработанным в 1997 году "БАШНИПИНЕФТЬ" проектом "Оценка воздействия на окружающую среду - ОВОС от шламонакопителей "Белое море" АО "Сода"": оборудовать пленочным экраном секции 94, 47, 31 и 22 га: шламонакопителей "Белое море"; определить долю влияния каждого из выпусков сточных вод в реку и фильтрационных стоков из отстойников на состояние подземных вод. Установить срок исполнения работ в течение 3 лет со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением суда от 13 мая 2013г., от 30.09.2013г. произведена замена ответчика ОАО "Сода" на ОАО "Каустик" в связи с реорганизацией ОАО "Сода" путем присоединения к ОАО "Каустик", а в последующем последнее реорганизовано в ОАО "Башкирская содовая компания".
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционном представлении прокурор Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Шайхутдинов Р.А. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного по основаниям, указанным в иске.
Заслушав объяснения представителя Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Довлетова А.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, представителя ОАО "Башкирская содовая компания" Семикашовой О.В., возражавшей против его удовлетворения, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
На основании ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 ст. 34 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно п.п.1, 2 ст. 39 указанного закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Из устава ОАО "Башкирская содовая компания" усматривается, что основным видом хозяйственной деятельности является производство химической продукции, в том числе производство основных неорганических веществ (каустической, кальцинированной соды, хлора); производство промышленных газов; производство пластмасс и синтетических смол в первичных формах (поливинилхлорид, кабельных пластикат), производство прочих органических и неорганических химических продуктов.
В ходе проверки соблюдения требований природоохранного законодательства РФ, проведенной Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в отношении ОАО "Сода" было установлено, что в нарушение вышеуказанных норм законодательства предприятием не разработаны и не осуществляются природоохранные мероприятия, рекомендованные разработанным в 1997г. Башкирским научно-исследовательским и проектным институтом нефти (БАШНИПИНЕФТЬ) проектом "Оценка воздействия на окружающую среду - ОВОС от шламонакопителей "Белое море" АО "Сода", получившим 27.09.1999г. положительное заключение государственной экологической экспертизы Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Башкортостан.
Проектом ОВОС предусматривается ряд мероприятий как на стадии ремонта шламонакопителей и их строительства, так и на стадии эксплуатации.
Однако в связи с не оборудованием пленочным экраном фильтрующих секций 94, 47, 31 и 22 га, не проведением оценки выпуска сточных вод на реку Белая, продолжает оказываться негативное влияние на качество подземных вод. Кроме того, при реконструкции отсека 136 га на отметку 146,2 м., а фактическое наполнение составляет 145,82 м., нарушены рекомендуемая проектом ОВОС высота наращивания дамб отсеков шламонакопителей, которая не должна превышать 144 м. над уровнем моря.
Усмотрев в действиях ОАО "Сода" состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1. КоАП РФ, Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой от 30.08.2012г. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 03.08.2012г.
Постановлением N ... Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан от 30.08.2012г. производство по указанному административному делу прекращено в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что проектные материалы ОВОС носят
рекомендательный характер и не являются утверждёнными технологиями и требованиями в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, вследствие чего обязанность по их неукоснительному исполнению у ответчика возникнуть не может.
Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными.
Поскольку законодателем презумируются экологическая опасность планируемой хозяйственной и иной деятельности юридического лица, учитывая основной вид деятельности ответчика - производство органических и неорганических химических продуктов, то в силу закона ОАО "Башкирская содовая компания" обязано предусмотреть мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из протокола совещания по рассмотрению реализации мероприятий инвестиционных планов 2012 г. N ... от дата, объяснений представителя ответчика следует, что юридическим лицом разрабатываются и реализовываются природоохранные мероприятия по охране окружающей среды. В частности, проводится строительство производств жидкого и гранулированного хлористого кальция, строительство второй линии производства хлористого кальция мощностью 100 тыс. в год, использование твердых отходов производства кальцинированной соды для рекультивации карьера глин, строительство отделения фильтрации дистиллерной жидкости, в результате которого будут поэтапно вводиться в эксплуатацию два фильтрующих отсека- 94, 47 га,
Кроме того, ОАО "Башкирская содовая компания" разработан проект нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ со сточными водами акционерного общества в поверхностные водные объекты. Выпуски 1-4.
Следовательно, оснований полагать, что юридическое лицо, осуществляющее экологически опасную деятельность, не принимает мер по охране окружающей среды, у судебной коллегии не имеется.
Доводы представителя истца о неэффективности и недостаточности указанных мероприятий являются несостоятельными, так как не подтверждены объективными исследованиями.
При таких обстоятельствах, выводы суда об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по неукоснительному исполнению природоохранных мероприятий, разработанных в 1997г. БАШНИПИНЕФТЬ проектом "Оценка воздействия на окружающую среду - ОВОС от шламонакопителей "Белое море" АО "Сода", носящих рекомендательный характер, являются законными и обоснованными.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции процессуальных и материальных норм права, не установлено, вследствие чего решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционное представление прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Шайхутдинова Р.А. - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 16 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Башкирской природоохранной межрайонной прокуратуры Шайхутдинова Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий О.Ф.Железнов
Судьи О.В. Демяненко
О.В.Смирнова
Справка: судья Абдуллина С.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.