Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.,
судей Турумтаевой Г.Я.
Троценко Ю.Ю.
при секретаре Сабитовой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гилемхановой А.Х. на решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Иксанова Р.М., Иксановой Г.Д., действующие за себя и несовершеннолетних детей ФИО1, дата.р., ФИО2, дата.р. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить Иксанову Р.М., Иксановой Г.Д., ФИО1, ФИО2 вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, но не менее ... кв.м. общей площади.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Иксанов P.M., Иксанова Г.Д., действующие за себя и несовершеннолетних детей ФИО1, дата.р., ФИО2., дата.р. обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, в связи с признанием дома аварийным и не пригодным к проживанию на основании ст.ст.57,58,89 ЖК РФ. В обоснование иска указали, что они являются нанимателями комнаты в коммунальной квартире, общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: адрес. Жилой дом по адресу: адрес согласно заключению МВК утв. решением ... исполкома Совета народных депутатов N ... от дата отнесен к категории непригодных для проживания. Истцы включены в список граждан нуждающихся в жилых помещениях. Однако, по настоящее время истцам жилье в порядке ст. 57 ЖК не предоставлено.
Просили обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан предоставить им благоустроенное жилое помещение в адрес, отвечающее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв.м.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с принятым решением, представитель Администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан Гилемханова А.Х. просит решение суда отменить, указав, что в материалах дела отсутствуют доказательства либо заключение эксперта о том, что данный дом ремонту или реконструкции не подлежит. Более того, согласно сведениям, представленным ОАО УЖХ адрес ГО адрес РБ в жилом доме производился ремонт, что свидетельствует об изменении его технического состояния.
На основании положений ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме (ч. 2).
Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции (ч. 3).
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в полном объеме в соответствии с требованиями главы 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 89 ЖК предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении Конституционного Суда РФ от 16.11.2006г. N 503-О, положение ст.89 ЖК РФ, гарантирующее определенные условия проживания граждан, переселяемых в другие жилые помещения, направлено на обеспечение защиты их интересов и потому не может рассматриваться как нарушающее какие - либо конституционные права и свободы. Кроме того, следует учитывать, что ст.89 ЖК РФ не исключает возможность её применения со ст.57 того же Кодекса при наличии к тому оснований.
В силу ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Положения п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Как нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
Таким образом, отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией РФ и федеральным законом.
Цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Закрепляя в соответствии с этим, право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 ч. 3 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан N 12/22 от 08.06.2006 "Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения, нормы предоставления площади жилого помещения, об установлении порога размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, приходящегося на каждого члена семьи, порога стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, периода накопления денежных средств, достаточного для приобретения жилого помещения, действующих на территории городского округа г. Уфа" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, исходя из которой определяется уровень размера общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, установлена в размере от 14 до 18 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.
Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения обязанности на ответчика по предоставлению истцам на состав семьи другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, в черте адрес Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ... кв.м.
Выводы суда являются правильными, и подтверждаются материалами дела.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, согласно архивной выписке из решения ... райсовета народных депутатов БАССР N ... от дата, утверждены акты межведомственной комиссии об отнесении домов N N ... по адрес к категории непригодных для проживания.
Истцы Иксанов P.M., Иксанова Г.Д., ФИО1, датар., ФИО2 зарегистрированы и проживают по адресу: адрес что подтверждается справкой о регистрации N ... от дата. и договора найма жилого помещения от дата. N N ...
Судом установлено, что согласно выписке из единого списка граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в адрес городского округа адрес Республики Башкортостан по состоянию на дата истцы постановлением N ... от дата. включены в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно справкам ГУП БТИ РБ и уведомлениям из Управления Росреестра по РБ истцы другого жилья в собственности не имеют.
Между тем до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма истцам на состав семьи не предоставлено.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что истцы имеют право на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку жилое помещение, в котором они проживают и зарегистрированы, признано непригодным для проживания в установленном законом порядке и не подлежит ремонту или реконструкции, другого жилого помещения они не имеют.
Доводы жалобы о том, что согласно сведениям, представленным ОАО УЖХ адрес ГО адрес РБ в жилом доме производился ремонт, что свидетельствует об изменении его технического состояния, а также отсутствия заключения о том, что данный дом ремонту или реконструкции не подлежит, несостоятельны, поскольку в силу ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства в обоснование своих доводов. Дом признан не пригодным для проживания в дата году, до настоящего времени жильцам не предоставлено другое жилое помещение. Доказательств об изменении технического состояния данного дома не представлено.
Изложенные в апелляционной жалобе доводы не влияют на правильность постановленного решения и не могут служить основанием к отмене решения, поскольку направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных и исследованных судом в полном соответствии с требованиями закона. Все приведенные в жалобе доводы подробно исследовались судом и им дана правильная оценка.
Руководствуясь ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 19 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Гилемхановой А.Х. без удовлетворения.
Председательствующий З.А. Науширбанова
Судьи Г.Я. Турумтаева
Ю.Ю. Троценко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.