Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Науширбановой З.А.
судей Турумтаевой Г.Я.
Троценко Ю.Ю.
с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.
при секретаре Сабитовой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г.Уфа Темирбулатовой Э.И. на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Прокурора ФИО1 адрес в интересах Якиевой Л.Т. к Администрации городского округа адрес о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке - удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа адрес Республики Башкортостан предоставить Якиевой Л.Т. во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в черте адрес РБ, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, общей площадью не менее 14,0 кв.м. за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета Республики Башкортостан.
Заслушав доклад судьи Турумтаевой Г.Я., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ФИО1 адрес, действующий в интересах Якиевой Л.Т., обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес о предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Якиевой Л.Т. по исполнению законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что решением суда родители ФИО4 - ФИО3, ФИО2 лишены родительских прав.
Распоряжением ФИО1 адрес городского округа адрес от дата N ... Якиева Л.Т. принята на учет в качестве нуждающейся вне очереди в жилом помещении по договору социального найма, однако жилое помещение по настоящее время не предоставлено.
Бездействием ответчика нарушаются права Якиевой Л.Т., поскольку по настоящее время ей не предоставлено жилое помещение.
Судом вынесено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя Администрации ГО г.Уфы РБ Тимербулатовой Э.И. ставится вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права. В обоснование указано, что ФЗ N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пункт 2 части 2 ст.57 ЖК РФ признан утратившим силу, в связи с чем, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, право на предоставление жилья по договору социального найма вне очереди утратили. В соответствии с ФЗ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительство указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляется благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Учитывая, что в соответствии с законодательством, сроки предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда не определены, Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в адрес, в том числе в ГО адрес не утвержден
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, выслушав представителя администрации ГО г.Уфы Габдракипова А.Р., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую, что решение подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статьей 40 Конституции РФ предусмотрено право каждого на жилище.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.
Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция РФ относит к предметам совместного ведения РФ и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов РФ.
При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ установлены Федеральным законом N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (пункт 3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (пункт 4).
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Федеральный закон N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов РФ в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).
В силу абзацев 2 и 3 пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", подлежащей применению в соответствии с ее конституционно-правовым смыслом, выявленном в Определении Конституционного Суда РФ от 05 февраля 2009 года N 250-О-П, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов РФ, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).
Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.
В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта РФ (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ.
Согласно ч. 2 ст. 57 названного Кодекса вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в свидетельстве о рождении ФИО4, дата г.р. за актовой записью N ... от дата родителями указаны: отец - ФИО2, мать - ФИО3.
Решением ФИО1 городского суда РБ от дата ФИО2 и ФИО3 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей ФИО4, ... р. и ФИО5, ... р.
Постановлением Администрации муниципального района адрес от дата N ... опекуном над Якиевой Л.Т. назначена ФИО13
Распоряжением ФИО1 адрес городского округа адрес N ... от дата Якиева Л.Т. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для обеспечения жильем вне очереди.
Согласно справке о регистрации Якиева Л.Т. зарегистрирована по адресу: адрес, постоянного места жительства и жилья не имеет, о чем также свидетельствуют сообщения, предоставленные Управлением Федеральной регистрационной службы по РБ и Государственным унитарным предприятием "Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан".
Разрешая спор и возлагая на администрацию ГО адрес РБ обязанность по представлению Якиевой Л.Т. жилого помещения по договору социального найма, суд верно исходил из положений ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ, Закона РБ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ" N 260-з с учетом внесенных в него изменений согласно Закону РБ N 451-з, согласно которым обязанность по внеочередному обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления РБ, которые осуществляются переданные им полномочия за счет финансовых средств предоставляемых муниципальным образованиям из бюджета Республики Башкортостан в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законодательством РБ о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.
Как правильно указал суд, обязанность обеспечения Якиевой Л.Т. жилым помещением из муниципального фонда должна быть возложена на Администрацию городского округа адрес РБ в связи с наделением её в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно Закону РБ N451-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями РБ", с 01 января 2012 года государственное полномочие по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью передано органам местного самоуправления Республики Башкортостан.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации ГО г.Уфа Темирбулатовой Э.И. без удовлетворения.
Председательствующий п/п З.А.Науширбанова
Судьи п/п Г.Я.Турумтаева
п/п Ю.Ю.Троценко
Справка: судья ФИО14
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.