Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Пащенко Н.В., судей Назимовой П.С. и Эрхетуевой О.М.,
при секретаре Помишиной Л.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Н.Р. к Администрации муниципального образования "Заиграевский район" об установлении стажа муниципальной службы, государственной гражданской службы и признании права на доплату к трудовой пенсии
по апелляционной жалобе истицы Григорьевой Н.Р. на решение Заиграевского районного суда Республики Бурятия от 04 октября 2013 года, которым ее исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Эрхетуевой О.М., выслушав Григорьеву Н.Р., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к Администрации МО "Заиграевкий" район, Григорьева Н.Р. просила включить в стаж муниципальной службы следующие периоды работы:
- с 10.06.1972 по 15.01.1986 (13 лет 7 месяцев 5 дней) в должности бухгалтера редакции газеты "Вперед";
- с 15.01.1986 по 11.04.1990 (4 г. 2 мес. 26 дней) в должности главного бухгалтера Заиграевского спортивного технического клуба (СТК) ДОСААФ;
-с 12.04.1990 по 01.10.2001 (10 л. 5 мес. 18 дней) в должности главного бухгалтера Заиграевского отдела культуры;
-с 01.10.2001 по 15.11.2004 (3 г. 1 мес. 15 дней) в должности бухгалтера Ново-Брянской ДШИ, всего 31 год 5 мес. 4 дня.
Также признать муниципальной службой трудовой стаж в 41 Леспромкомбинате с 18.08.1969 по 09.10.1969 в должности товароведа, с 07.07.1970 по 27.01.1972 в должности мастера лесовосстановительных работ, с 28.01.1972 по 15.05.1972 в должности кассира стажем государственной гражданской службы для получения доплат к трудовой пенсии; признать за ней право на доплату к трудовой пенсии с момента наступления пенсионного возраста - с 26.01.2007.
Иск мотивирован нарушением ее права на ежемесячную доплату к трудовой пенсии как служащему, замещавшему муниципальную должность муниципальной службы. С 12.04.1999 по 01.10.2001 она работала в должности главного бухгалтера Заиграевского отдела культуры, который являлся органом исполнительной власти администрации района. Далее, она приказом N 1 ? 3 от 03.10.2001 была назначена главным бухгалтером Ново-Брянской ДШИ переводом из Заиграевского отдела культуры. Финансирование оплаты труда ее должности осуществлялось из средств местного бюджета. Ей выплачивалась заработная плата как муниципальному служащему, включая все надбавки: ежемесячно за сложность, напряженность и высокие достижения в труде от 50% до 100% должностного оклада, ежемесячная премия по результатам работы, ежемесячная надбавка за выслугу, материальная помощь. Стаж работы в редакции газеты "Вперед" также подлежит зачету как муниципальный, поскольку редакция газеты "Вперед" являлась органом Заиграевского РК КПСС и райсовета народных депутатов Бурятской АССР. Она являлась единственным финансовым работником в редакции. Редакция финансировалась Комитетом по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Правительства РБ, который являлся государственным учреждением. Стаж работы в 41 Леспромкомбинате, который являлся государственным предприятием Министерства обороны РФ, считала подлежащим включению в стаж государственной гражданской службы для получения доплат к трудовой пенсии.
В суде первой инстанции Григорьева Н.Р. исковые требования поддержала.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Администрации МО "Заиграевский район" Махориной Ю.М., ходатайствовавшей о рассмотрении дела без ее участия.
На решение суда об отказе в удовлетворении иска Григорьевой Н.Р. подана апелляционная жалоба, в которой указывает на незаконные действия судей Заиграевского районного суда РБ, выраженные в длительном не принятии ее иска к производству. Также, Григорьева Н.Р. в жалобе просит судебную коллегию установить, что действиями Б. нарушены ее права, созданы препятствия в установлении муниципального стажа. В целом, доводы жалобы аналогичны доводам искового заявления и сводятся к незаконности отказа во включении спорных периодов в стаж муниципальной службы. Так, указывая на финансирование редакции газеты "Вперед" из Государственного комитета Бурятской АССР, считает подлежащим включению в стаж муниципальной службы период ее работы в редакции данной газеты. Кроме того, указывает на необходимость включения в данный стаж и периода работы в 41 Леспромкомбинате, поскольку он являлся государственным предприятием. Ссылаясь на нормы Закона РБ "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия", Закона "О муниципальной службе в Республике Бурятия", настаивает на включение заявленных ею периодов работы в стаж муниципальной службы.
Представитель ответчика Администрации МО "Заиграевский район", будучи надлежащим образом, извещен о месте и времени рассмотрения дела по жалобе в судебное заседание апелляционной инстанции не явился.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия, руководствуясь ст.327 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В суде апелляционной инстанции Григорьева Н.Р. доводы жалобы поддержала.
Судебная коллегия, выслушав пояснения истицы Григорьевой Н.Р., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом.
Из материалов дела следует, что поводом для обращения с настоящим иском в суд явился отказ Администрации МО "Заиграевский район" в начислении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Григорьевой Н.Р., полагавшей, что в заявленные ею периоды работы она замещала должности муниципальной службы.
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от 02.03.2007 N 25-ФЗ, в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 указанного Закона в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на:
1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы);
2) муниципальных должностях;
3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации;
4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы);
5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 4 Закона Республики Бурятия "О стаже государственной гражданской службы, муниципальной службы в Республике Бурятия" от 29 июня 2000 г. N 446- II в стаж государственной гражданской службы, муниципальной службы включаются периоды работы в государственных органах субъекты Российской Федерации на государственных должностях руководителей, специалистов и служащих, не связанных с техническим обеспечением.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд обоснованно пришел к выводу, что трудовая деятельность истицы в заявленные ею периоды и в указанных должностях не является муниципальной службой в том смысле, в каком это определено действующим в настоящее время законодательством, а также законодательством, действовавшим в периоды исполнения истицей трудовых обязанностей.
Так, согласно ч. 1 ст.7 Федерального закона N8-ФЗ от 08.01.1998 "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", действовавшего до принятия Федерального закона N25-ФЗ от 02.03.2007 муниципальным служащим является гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Муниципальная должность согласно ч.1 ст.1 указанного Закона определяется как должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В соответствии со ст.2 Федерального закона N25-ФЗ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Анализ приведенных норм законодательства позволяет прийти к выводу что ни должность бухгалтера редакции газеты "Вперед", ни должность главного бухгалтера Заиграевского спортивного технического клуба (СТК) ДОСААФ, ни должности, занимаемые истицей в 41 Леспромкомбинате, должностями муниципальной службы не являлись.
Финансирование редакции газеты "Вперед" Государственным Комитетом Бурятской АССР и отнесение ее к органу Заигревского РК КПСС и райсовета народных депутатов Бурятской АССР не свидетельствует о том, что редакция газеты входила в структуру муниципального образования, и, как следствие, имела в штате муниципальные должности.
Каких-либо доказательств обратного Григорьевой Н.Р. во исполнение требований ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено.
Утверждение Григорьевой Н.Р. о том, что приобретенные навыки и накопленный опыт в должности главного бухгалтера Заиграевского СТК ДОСААФ, а также, в периоды работы в 41 Лесокомбинате пригодились ей при исполнении обязанностей главного бухгалтера отдела Культуры Заиграевского района, при рассмотрении вопроса об отнесении указанных должностей к муниципальным правового значения не имеет.
Подлежащими отклонению признаются и доводы Григорьевой Н.Р. об отнесении к должностям муниципальной службы периодов работы в должностях главного бухгалтера Заиграевского отдела культуры, бухгалтера Ново-Брянской ДШИ.
Согласно статьям 6 и 7 Федерального закона N25-ФЗ от 02.03.2007 "О муниципальной службе в Российской Федерации" должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Реестр должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.
Свои выводы суд первой инстанции обосновал ссылками на Постановления Главы самоуправления Заигревского района от 03.03.1999 N77, от 23.11.2000 N596, от 01.09.2002 N560, от 29.06.2006 N848 и от 14.05.2008, которыми на основании Закона Республики Бурятия "О реестре муниципальных должностей муниципальной службы Республики Бурятия" муниципальные должности в администрации района приведены в соответствие с реестром муниципальных должностей муниципальной службы РБ, а также утверждено штатное количество единиц муниципальных должностей в Администрации МО "Заиграевский район".
Из анализа указанных постановлений суд обоснованно пришел к выводу, что, в отличие от должности специалиста, занимаемой Тертовой В.С., на которую ссылается истица, должности бухгалтера, занимаемые Григорьевой Н.Р., к муниципальным должностям отнесены не были.
Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что Григорьева не осуществляла деятельность, которая соответствовала бы всем аспектам, учитываемым законодателем в качестве особых отличительных критериев, определяющим должности муниципальной службы.
При рассмотрении дела суд правильно определил обстоятельства, имеющие правовое значение для дела, выводы суда мотивированы, основаны на исследованных доказательствах. Оснований для отмены или изменения обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Заиграевского районного суда Республики Бурятии от 04 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истицы Григорьевой Н.Р. - без удовлетворения.
Председательствующий: Н.В. Пащенко
Судьи: П.С. Назимова
О.М. Эрхетуева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.