Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Усольцевой Л.А.,
судей коллегии Нимаевой О.З., Назимовой П.С.,
при секретаре Григорьевой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зималина М.В. к Федеральному казенному учреждению "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" о взыскании недоначисленных сумм среднего месячного заработка за второй, третий месяц периода трудоустройства, компенсации морального вреда,
с апелляционной жалобой ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в лице представителя по доверенности Мирошникова С.Н.
на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 23 сентября 2013 года,
которым постановлено: Исковые требования Зималина М.В. удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в пользу Зималина М.В. суммы недоначисленного среднего месячного заработка за второй и третий месяцы периода трудоустройства всего в размере " ... ", компенсации морального вреда в размере " ... " итого " ... ".
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Заслушав доклад судьи Усольцевой Л.А., представителя истца по доверенности Мунхоева Ю.Л., проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегии
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, истец Зималин М.В. просил взыскать с ответчика недоначисленные денежные суммы, состоящие из среднего месячного заработка за второй месяц трудоустройства после увольнения по сокращению штатов, компенсацию морального вреда в размере " ... ".
Исковые требования мотивированы тем, что в связи с увольнением по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников организации в соответствии с п. 2 ст.81 ТК РФ выплаты по заработной плате произведены истцу без учета премий, выплаченных в соответствии с Приказом Министра обороны РФ N 1010 от 26.07.2010 г. " О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации". Указанные премии являются выплатами стимулирующего характера, предусмотренными системой оплаты труда гражданского персонала, установленной приказом Министра обороны РФ от 10.11.2008 г. N 555, так как носили не разовый, а регулярный характер, выплачивались ежеквартально, размер среднего заработка подлежал исчислению с учетом указанных премий. Ответчиком было нарушено право истца на получение в полном объеме выплат после увольнения, что влечет право истца на получение компенсации морального вреда.
В ходе рассмотрения дела представитель истца по доверенности Мунхоев Ю.Л. уточнил исковые требования, просил взыскать сумму недоначисленного среднего месячного заработка и за третий месяц трудоустройства истца.
В заседании районного суда истец Зималин М.В. отсутствовал, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствии.
Представитель истца по доверенности Мунхоев Ю.Л. иск поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Российской Федерации по Забайкальскому краю" по доверенности Мирошников С.Н. в судебном заседании отсутствовал, представил письменный отзыв на иск, согласно которому иск не признал, ссылаясь на то, что дополнительное материальное стимулирование, предусмотренное приказом МО РФ N 1010 от 26.07.2010 г., не может являться частью заработной платы, так как не отнесено к тем видам премий, которые входят в систему оплаты труда, не несет обязательного характера и не является гарантированной, осуществляется только за счет экономии бюджетных средств в целом по Вооруженным силам РФ и выплачивается по распоряжениям Министра обороны. Указанное материальное стимулирование не может быть предметом коллективного договора, трудового договора, соглашения, участником которого Министр обороны РФ не является. Условия, источники и порядок выплаты материального стимулирования установлены Указом Президента РФ от 26 декабря 2006 года N 1459 "О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти". Работодатель - Управление финансового обеспечения не располагает правом распоряжения источником выплаты средств материального стимулирования, а вправе решать вопросы, касающиеся внутреннего перераспределения средств в порядке, предусмотренном Приказом N 1010, поэтому принятие решения о включении разовых выплат в систему оплаты труда работников учреждения находится вне компетенции работодателя. В перечень видов выплат стимулирующего характера согласно приказа Министра обороны РФ от 2008 г. N 555, дополнительное материальное стимулирование по приказу МО РФ N 1010 от 26.07.2010 г. не входит. Ответчик не согласился с требованием о взыскании компенсации морального вреда, указывая, что в подтверждение причинения морального вреда истцом доказательств не представлено.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на нарушение районным судом норм материального права. Автор жалобы ссылается на то, что премии, выплачиваемых по Приказу МО РФ N 1010 от 26.07.2010 г., не относятся к выплатам, предусмотренным системой оплаты труда, и имеют другую правовую природу. Данные премии являются дополнительным материальным стимулированием, выплачивается по отдельным решениям Министра обороны в целях реализации Указа Президента РФ, за счет экономии бюджетных средств, в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил МО РФ. В средней заработной плате работника могут учитываться предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, к которым указанные премии не относятся.
На заседании судебной коллегии представитель истца по доверенности Мунхоев Ю.Л. возражал против удовлетворения жалобы, ссылаясь на необоснованность ее доводов.
Отсутствовали истец Зималин М.В. и представитель ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю", будучи надлежаще извещены о времени и месте судебного разбирательства. От представителя ответчика по доверенности Мирошникова С.Н. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, проверив материалы дела по доводам жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного с учетом обстоятельств дела, на основании исследованных с соблюдением ст. 67 ГПК РФ доказательств и требований закона.
При разрешении заявленных по делу исковых требований районный суд пришел к выводу, что премии, выплаченные истцу по приказу Министра обороны от 26.07.2010 г. N 1010 относятся к стимулирующим выплатам, они входят в состав системы оплаты труда работодателя и подлежали учету при расчете среднего заработка для выплат, причитающихся истцу при увольнении. При этом суд исходил из того, что указанные премии выплачивались по результатам работы, носили периодический характер.
С данным выводом коллегия соглашается, находя его правильным, соответствующим материалам дела и нормам действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, Зималин М.В. работал по трудовому договору ... от ... в ФБУ "УФО МО РФ по Республике Бурятия" на должности начальника отдела. Он был уволен ... года по п.2 ст. 81 Трудового Кодекса РФ в связи с сокращением штата работников вследствие реорганизации учреждения.
ФКУ "УФО МО РФ по Забайкальскому краю" является правопреемником ФБУ "УФО МО РФ по РБ".
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Согласно п. 11 Положения о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ ... , утвержденного Приказом МО РФ от 10.11.2008 г. N 555, предусмотрено, что к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Выплаты стимулирующего характера устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
Приказом Министра обороны России от 26 июля 2010 года N 1010 утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, которым установлено, что премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели. Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов. Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. Размер дополнительного материального стимулирования военнослужащим и лицам гражданского персонала не может превышать пятикратного размера расчетной суммы исходя из объемов высвобождаемых денежных средств за квартал и численности личного состава.
Из их содержания следует, что расходы на предусмотренные ими дополнительные выплаты и премии осуществляются за счет экономии бюджетных средств, предназначенных на оплату труда и денежное довольствие, высвободившихся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала.
Утвержденным названным выше Приказом Министра обороны N 1010 Порядком определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала предусмотрено, что конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими и лицами гражданского персонала должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование (пп.6,7 Порядка).
Пунктом 11 указанного Порядка определены основания, при наличии которых не предоставляется дополнительное материальное стимулирование.
Из содержания названного выше Порядка следует, что указанное дополнительное стимулирование производится по результатам службы (работы), премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально (п. 1), к дополнительному материальному стимулированию не представляются только лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание.
Таким образом, дополнительное премирование лиц гражданского персонала МО РФ по вышеуказанному Порядку носит систематический и обязательный характер при условии добросовестного выполнения трудовых обязанностей указанных лиц.
Согласно Положения о премировании сотрудников ФБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Республике Бурятия" на 2011-2012 год премирование направлено на усиление материальной заинтересованности и повышение ответственности сотрудников в улучшении результатов работы ФБУ "УФО МО РФ по РБ", в его систему входит премирование за счет экономии фонда оплаты труда. Согласно подраздела 2 раздела 2 указанного Положения критериями для выплаты премии за счет экономии фонда оплаты труда являются исполнение должностных обязанностей в условиях, отклоняющихся от нормальных ( сложность, срочность и повышенное качество работ ... ), исполнение должностных обязанностей при увеличении объема работ, связанном с отсутствием другого работника, выполнение непредвиденных, особо важных и ответственных работ; и другие, свидетельствующие о проявлении работником компетентности, качества, разумной инициативы, творчества и применение в работе современных форм и методов организации труда (л.д. 113).
Спорные премии для выплаты гражданскому персоналу являются материальным стимулированием и выплачиваются ежеквартально в пределах фондов оплаты труда, соответственно они являются стимулирующими выплатами, входят в систему оплаты труда как дополнительное вознаграждение по результатам работы. Необходимость учета работодателем данных выплат при исчислении среднего заработка работника предусмотрена положениями п. 2 ст. 139 ТК РФ и п.п. 9,15 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Учитывая, что Приказом МО РФ N 555 от 10.11.2008 года не установлен закрытый перечень стимулирующих выплат, а получение истцом дополнительных премий за счет экономии фонда оплаты труда было обусловлено отсутствием дисциплинарных взысканий (следовательно добросовестным исполнением служебных обязанностей), отсутствуют основания согласиться с доводами жалобы ответчика, что спорные премии, выплачиваемые по Приказу МО РФ N 1010 от 26.07.2010 г. имеют иную правовую природу, нежели по Приказу МО РФ N 555 от 10.11.2008 года.
Положением о премировании сотрудников ФБУ "Управление финансового обеспечения МО РФ по Республике Бурятия" на 2011-2012 год в подразделе 2 раздела 2 прямо предусмотрено, что премия за счет экономии годового фонда оплаты труда входит в состав заработной платы и учитывается как ее составная часть при определении среднего заработка для исчисления в установленных законодательством случаях (л.д.114).
Согласно п. 2 ст. 139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Поскольку, обстоятельства выплаты истцу премий на основании Приказа МО РФ N 1010 от 26.07.2010 г. и произведенного расчета среднего заработка без учета данных премий в расчетном периоде не оспаривались ответчиком, районный суд обоснованно пришел к выводу о имевшем месте недоначислении среднего месячного заработка при расчете причитающихся денежных сумм в связи с увольнением в нарушение требований трудового законодательства РФ.
В силу положений ст. 136 ТК РФ бремя доказывания выплаты заработной платы работнику лежит на работодателе.
С учетом установленных нарушений ответчиком трудового законодательства, что повлекло выплату им уволенному сотруднику причитающихся денежных выплат по заработной плате в заниженном размере, районный суд правильно применил нормы ст.237 Трудового кодекса РФ и постановил взыскание с ответчика недоначисленных денежных сумм, а также компенсации морального вреда. Размер постановленных взысканий ответчик не оспаривает.
Жалоба ответчика не содержит доводов, что опровергали бы правильный вывод районного суда. Отсутствуют правовые основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора.
Ссылка в жалобе на решение по другому гражданскому делу не может быть признана состоятельной, поскольку, согласно ст. 61 ГПК РФ оно не относится к числу преюдициальных фактов.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены суда первой инстанцией, не усматривается.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ Республики Бурятия от 23 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФКУ "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" в лице представителя по доверенности Мирошникова С.Н. без удовлетворения.
Председательствующий судья Л.А. Усольцева
Судьи коллегии О.З.Нимаева
П.С.Назимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.