Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
в составе:
председательствующего Гаджиева Б.Г.,
судей Магадовой А.В. и Гебековой Л.А.,
при секретаре Джабраиловой З.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в гор. Махачкале гражданское дело по апелляционной жалобе Мусаева А. М.
на решение Советского районного суда гор. Махачкалы от 30 мая 2013 года, которым постановлено:
"обязать администрацию гор. Махачкалы. предоставить Мусаеву А. М. жилье не ниже установленных законом норм, с учетом очередности списка, утвержденного постановлением главы гор. Махачкалы, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья по МО городской округ "город Махачкала" в порядке поступления денежных средств для приобретения жилья детям социальным сиротам",
УСТАНОВИЛА:
Мусаев A.M. обратился в суд с иском к Администрации о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что он является социальным сиротой, нуждается в обеспечении жилым помещением, возложив эту обязанность предоставления специализированного жилого помещения за счет органа местного самоуправления - бюджета администрации ГО "город Махачкала".
В 2004 году постановлением Администрации Кировского района г. Махачкалы над ним была учреждена опека в связи со смертью матери и полной нетрудоспособности отца.
В 2008году он поступил в Дагестанский государственный аграрный университет, окончил в 2012 году, в учебном заведении ему выплачивали пособие, предусмотренное ФЗ N159 от 29.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
На основании данного закона в 2010 году был поставлен на жилищный учет в списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилой площадью по муниципальному образованию городской округ "город Махачкала".
Согласно указанному списку на 01.03.2013года, утвержденному Постановлением Главы г. Махачкалы от "дата" N в порядке очередности на обеспечение жилой площадью стоит под N 91.
На сегодняшний день истцу исполнилось 22 года и на учете он состоит уже три года, но до сих пор администрацией ГО "город Махачкала" не предоставлена жилая площадь.
В суде первой инстанции представитель истца по доверенности Таркинский И.А. поддержал требования по изложенным в иске основаниям и просил суд предоставить жилую площадь не ниже социальных норм предусмотренную законом в порядке очереди по г. Махачкала.
Представитель ответчика администрации Ахмедов И.А. в судебном заседании не отрицал обязанность администрации гор. Махачкалы предоставить истцу жилое помещение, но объяснил, что для предоставления указанному лицу жилого помещения необходимые средства до бюджета муниципального образования "город Махачкала" не доведены, и у администрации города нет возможности для приобретения жилья для предоставления их детям - сиротам.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Мусаев А.М. просит изменить решение суда, исключив из решения суда слова "с учетом очередности списка, утвержденного постановлением главы гор. Махачкалы" (внеочередное предоставление жилой площади).
Судебная коллегия определила в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенных, но не явившихся в судебное заседание лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса РФ дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
В ч. 1 ст. 5 Жилищного кодекса РФ также закреплено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 п. 1 настоящей статьи и достигших возраста 18 лет или ранее, в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия и в иных случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемых сроком на пять лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями
Согласно ст. 8 "Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение" Федеральною чакона от 29 февраля 2012 г. N15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" - "детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-cиpoт и детей оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма пли членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма пли членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц. в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Согласно ст. 1 Закона РД oт 25 ноября 2008 г. "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Постановления Правительства РД от 02.06.2009г. N161, надлежащим ответчиком является администрация г. Махачкалы, которая и должна предоставить Мусаеву A.M. жилое помещение согласно очередности.
В силу требований ч.2 ст.4 упомянутого Закона Органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, осуществлять контроль за их исполнением; формировать список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из материалов дела судом установлено и сторонами не оспаривается, что Мусаев A.M. состоит на учете в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под N 91, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что не отрицал в суде и представитель ответчика, и подтверждается списком детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденных постановлением главы г. Махачкалы от 11.04. 2013 года N 911.
Как установлено судом, истец жилым помещением не обеспечивался.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец, будучи лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченный своевременно жилым помещением в установленном порядке по вине органов власти, имеет право на обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда, несмотря на достижение им к настоящему моменту 22-летнего возраста.
Судебная коллегия полагает, что поскольку истец, обладая правом на получение жилого помещения в соответствии со своим статусом, по независящим от него причинам не был своевременно обеспечен жилой площадью в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, он сохраняет свое право на получение жилого помещения до момента фактического предоставления благоустроенного жилого помещения, поэтому суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования, обязав администрацию гор. Махачкалы предоставить Мусаеву А.М. жилое помещение.
Обоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что жилое помещение ему должно быть предоставлено во внеочередном порядке.
Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 05 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении
Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации подтверждена вступившим в законную силу с 01 января 2013 года Федеральным Законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", действие положений которого распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Как видно из материалов дела право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма Мусаева А.М., состоящий на учете нуждающихся в жилом помещении, возникло с момента окончания образовательного учреждения.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации гор. Махачкалы, что для предоставления указанному лицу жилого помещения необходимые средства до бюджета муниципального образования "город Махачкала" не доведены, и у администрации города нет возможности для приобретения жилья для предоставления их детям - сиротам, поскольку иное означало бы, что конституционное право на жилище, не может быть реализовано гражданином вследствие невыполнения государственными органами действий, необходимых для создания условий фактической реализации принадлежащих гражданину прав.
Удовлетворяя исковые требования о предоставлении жилой площади, суд первой инстанции пришел к выводу, что жилое помещение подлежит предоставлению истцу "с учетом очередности списка, утвержденного постановлением главы гор. Махачкалы, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья по МО городской округ "город Махачкала" в порядке поступления денежных средств для приобретения жилья детям социальным сиротам".
Судебная коллегия, с учетом изложенного, не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат обеспечению жилой площадью в соответствии со сформированными списками согласно очередности. Решение в данной части подлежит изменению с исключением из него обязанности администрации гор. Махачкалы по предоставлению истцу жилого помещения "с учетом очередности списка, утвержденного постановлением главы гор. Махачкалы, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для получения жилья по МО городской округ "город Махачкала" в порядке поступления денежных средств для приобретения жилья детям социальным сиротам".
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда гор. Махачкалы от 30 мая 2013 года, об обязании администрации муниципального образования гор. Махачкала предоставить Мусаеву А.М. благоустроенное жилое помещение изменить, изложив его в следующей редакции: обязать администрацию гор. Махачкалы. предоставить Мусаеву А. М. жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.