Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РД
в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Магадовой А.В. и Гебековой Л.А.,
при секретаре Джабраиловой З.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в гор. Махачкале гражданское дело по апелляционной жалобе представителя СОАО "Военно-страховая компания" Вагидова Ю.З. на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 21 июня 2013 г., которым постановлено:
"Исковые требования Магомедкеримова М. М.ча к СОАО "ВСК" в лице Дагестанского филиала удовлетворить.
Обязать Дагестанский филиал СОАО "ВСК" произвести выплату страхового возмещения (остаток суммы) по договору страхования N от "дата" открытому акционерному обществу "Российский сельскохозяйственный банк", являющемуся кредитором по кредитному договору, а также по выплатному делу N Дагестанскому филиалу Сбербанка России.
Обязать Дагестанский филиал СОАО "ВСК" произвести выплату Магомедкеримову М. М.чу, в счет возмещения выплаченной им для погашения обоих кредитов после установления ему инвалидности с 25 января 2013 года в сумме 176 870 (сто семьдесят шесть тысяч восемьсот семьдесят) рублей.
В иске СОАО ВСК в лице Дагестанского филиала, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Магадовой А.В., выслушав объяснение представителя СОАО "Военно-страховая компания" Вагидова Ю.З. об отмене решения суда, объяснение Магомедкеримова М.М. и его представителя по доверенности Дагдигонова Р.М. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Магомедкеримов М.М. обратился в суд с иском к СОАО "ВСК" о признании незаконным отказ Дагестанского филиала СОАО "ВСК" в выплате страхового возмещения, о принуждении к исполнению обязательства и выплаты страхового возмещения (остаток суммы) по договору страхования N ОАО "Россельхозбанк", являющемуся кредитором по кредитному договору и по выплатному делу N 1764929, а также вернуть выплаченную истцом для погашения обоих кредитов после установления инвалидности с 25 января 2013 года в сумме 176 870 рублей. В обоснование иска Магомедкеримов М.М. указал, что 6 октября 2011 г. при получении ипотечного кредита в ОАО "Россельхозбанк" на сумму 1 500 000 рублей он был застрахован в Дагестанском филиале СОАО "ВСК" на условиях договора страхования N118001 PGS&0027 со сроком страхования с "дата" по "дата" "дата" при получении потребительского кредита от филиала Дагестанского ОСБ N 8590/ 0017 он также был застрахован в Дагестанском филиале СОАО "ВСК" на условиях соглашения N 254 со сроком страхования 10 августа 2012 г. по 10 июня 2017 г.
25 февраля 2013 г. он обратился в Дагестанский филиал СОАО "ВСК" и одновременно, то есть 27 февраля 2013 г. - в ОАО "Сбербанк России" для выплаты страхового возмещения по обоим случаям в связи с установлением ему инвалидности второй группы вследствие военной травмы. 15 марта 2013 г. он получил отказ от Дагестанского филиала СОАО "ВСК" в выплате страхового возмещения, ссылаясь на то, что травма была получена в результате ДТП (30 сентября 2010 г.),а не в период действия Договора.
Считает действия страховой компании незаконными, поскольку после дорожно-транспортного происшествия он прошел с 30 сентября 2010 года по 12 октября 2010 года лечение в хирургическом отделении медико-санитарной части МВД РФ по РД и был признан пригодным к дальнейшему продолжению службы. После выписки из санчасти он приступил к исполнению своих служебных обязанностей в должности заместителя командира полка.
27 июня 2012 года он был освидетельствован военно-врачебной комиссией МСЧ МВД РФ по РД, установлен диагноз: закрытая черепно-мозговая травма, сотрясение головного мозга от 30.09.2010 г. без нарушения функций и был признан - годным к военной службе в должности заместителя командира полка ППСП при УВД г. Махачкалы.
26 августа 2012 года, находясь на службе, ему стало плохо, он был доставлен в больницу. 06 сентября 2012 года ему была проведена операция: "Эндоскопическая полипэктомия". 25 января 2013 года ему была установлена инвалидность второй группы вследствие военной травмы. По этому основанию отказ ответчика в выплате страхового возмещения считает незаконным.
СОАО "ВСК" в лице Дагестанского филиала СОАО "ВСК" обратилась в суд со встречным иском к Магомедкеримову М.М. о признании договора личного страхования от 6.10.2011г. и соглашения N N от 10.08.2012года недействительным, указывая, что ДТП с участием Магомедкеримова М.М. произошло 30 сентября 2010 года и при заключении договора личного страхования на предмет страхования от несчастных случаев и болезней им о том, что он болеет, не сообщил.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель СОАО "Военно-страховая компания" Вагидов Ю.З. просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Травмы, вследствие которых установлена инвалидность Магомедкеримову М.М., получены им до вступления в силу Договоров страхования. При заключении договора страхования Магомедкеримов М.М. должен был сообщить страховой компании о неудовлетворительном состоянии своего здоровья. Суд не исследовал условия договора страхования, согласно которого событие, вызвавшее установление инвалидности, должно возникнуть в период действия Договора.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом 6 октября 2011 г. при получении ипотечного кредита в ОАО "Россельхозбанк" на сумму 1 500 000 рублей Магомедкеримов М.М. был застрахован в Дагестанском филиале СОАО "ВСК" на условиях договора страхования N со сроком страхования с 06 октября 2011 г. по 05 октября 2013 г. 10 августа 2012 г. при получении потребительского кредита от филиала Дагестанского ОСБ N 8590/ 0017 он также был застрахован в Дагестанском филиале СОАО "ВСК" на условиях соглашения N со сроком страхования 10 августа 2012 г. по 10 июня 2017 г. Магомедкеримов М.М. свои обязательства по договору страхования от 06 октября 2011 г. исполнил надлежащим образом.
По договору страхования Магомедкеримов М.М. является страхователем и застрахованным по рискам: стойкая нетрудоспособность/инвалидность полученная (установленная) в течение срока страхования, смерть застрахованного. Стойкая нетрудоспособность признается у застрахованного в случае установления ему I или II группы инвалидности. Сумма страхования установлена в размере 1500000 руб., срок страхования с 10 августа 2013 г. по 10 июня 2013 г.
Согласно п.3.1.2 Договора N11800IPGS&0027 страховым случаем является установление Застрахованному лицу I или II группы инвалидности в результате несчастного случая и/или болезни (заболевания) (в течение срока действия настоящего Договора или не позднее, чем через 180 дней после его окончания).
В соответствии с п.2 Договора N под "Несчастным случаем" применительно к условиям настоящего Договора понимается фактически происшедшее, внезапное, непредвиденное, внешнее по отношению к Застрахованному лицу событие, возникшее в период действия настоящего Договора и повлекшее за собой смерть или инвалидность Застрахованного лица. Т.е. согласно условиям Договора событие, вызвавшее установление инвалидности должно возникнуть в период действия Договора.
Согласно п.1 ст.9 Закона РФ от 27.11.1992г. N4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. Событие, рассматриваемое в качестве страхового риска, должно обладать признаками вероятности и случайности его наступления.
Условия страхования по соглашению N254 так же предусматривают, что событие, повлекшее за собой телесное повреждение или иное нарушение внутренних и внешних функций организма Застрахованного лица, которые в итоге привели к установлению инвалидности, должно произойти в период действия Договора страхования.
Согласно статье 421 ГК РФ стороны свободны в определении условий заключаемого ими договора. Описание страхового риска также отнесено к усмотрению сторон (статьи 929, 942 Кодекса).
Из материалов дела усматривается, что 25 января 2013г. Магомедкеримову М.М. была установлена 2 группа инвалидности вследствие военной травмы (справка серия МСЭ-2011 N от 25.01.2013 г.)
Суд, посчитав, что указанная травма была получена истцом в период действия договора страхования, удовлетворил требования истца.
Однако, выводы суда ошибочны.
Как следует из свидетельства о болезни N от 29 октября 2012 г. Магомедкеримову М.М. установлен диагноз: "Последствия перенесенной ЗЧМТ, сотрясения головного мозга в виде посттравматического церебрального кистозного архноидита с синдромом внутричерепной гмпертензии, кризами смешанного типа. Церебральный атеросклероз, энцефалопатия смешанного генеза с ограниченной микросимптоматикой, когнетивно- мнестическими и астено - вегетативными нарушениями умеренной степени выраженности" - военная травма. Не годен к военной службе в должности заместителя командира полка ППСП ЦМВД РФ. (л.д.7)
Согласно, имеющегося в указанном свидетельстве, заключения ВВК установлению инвалидности Магомедкеримову М.М. предшествовали травмы, полученные им в результате ДТП, произошедшего 30.09.2010г., а именно последствия перенесенной ЗЧМТ, сотрясение головного мозга, ушиб грудной клетки, гемартроз правого коленного сустава.
Судом не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что указанные травмы были получены Магомедкеримовым М.М. до вступления в силу Договора страхования.
Из направления на медико-социальную экспертизу также следует, что заболевание Магомедкеримова М.М. вызвано последствием перенесенной им в сентябре 2010 года ЗЧМТ, сотрясения головного мозга. (л.д.8)
Дав оценку указанным обстоятельствам, судебная коллегия пришла к обоснованному выводу о том, что заболевания истца, повлекшие присвоение ему 2 группы инвалидности в январе 2013 года и утрату им трудоспособности, возникли до заключения договора страхования с СОАО "ВСК".
Таким образом, в период действия договора страхования не имело место наступление установленного Правилами страхования страхового случая, в связи с чем, в выплате страхового возмещения Магомедкеримову М.М. следует отказать.
Отказывая СОАО "ВСК" в удовлетворении встречного иска о признании договора личного страхования и соглашения N от 10.08.2012 г. недействительным, суд обоснованно исходил из того, что обязанность доказывания прямого умысла страхователя при сообщении страховщику заведомо ложных сведений об обстоятельствах, изложенных в п. 1 ст. 944 ГК РФ, лежит на страховщике, если он обратился в суд с иском о признании сделки недействительной.
Этот вывод соответствует материалам дела и оснований для признания его неправильным судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г. Махачкалы РД от 21 июня 2013 года в части удовлетворения исковых требований Магомедкеримова М. М.ча к СОАО "ВСК" в лице Дагестанского филиала отменить.
Отказать в удовлетворении исковых требований Магомедкеримова М. М.ча к СОАО "ВСК" в лице Дагестанского филиала.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.