Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
Председательствующего: Бейтуллаевой З.А.
Судей: Устаевой Н.Х., Загирова Н.В.
при секретаре Билаловой Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Изудинова А.М. к Министерству обороны РФ о взыскании единовременного пособия в возмещение вреда по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации по доверенности Махмудова М.А. на решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 02 августа 2013 года, которым постановлено:
"исковые требования Изудинова А.М. удовлетворить.
Взыскать в пользу Изудинова А.М. с ответчика -Министерства обороны РФ за счет средств федерального бюджета единовременное пособие в размере "." рублей в связи с получением им увечья при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, повлекшее наступление ".""
Заслушав доклад судьи Загирова Н.В., доводы Представителя Министерства Обороны РФ и Военного комиссариата РД Махмудова М.А., просившего отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных Изудиновым А.М. требований, объяснения адвоката Гамзатова М.М. в интересах Изудинова А.М., просившего решение суда первой инстанции оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Представитель Изудинова А.М. адвокат Гамзатов М.М. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании в пользу Изудинова А.М. с Министерства обороны Российской Федерации за счет средств федерального бюджета единовременного пособия в размере "." рублей в связи с получением им увечья при участии в мероприятиях по борьбе с терроризмом, повлекшее наступление его ".".
Основаниями для заявленных требований указал, что истец проходил службу по контракту в Вооруженных силах РФ с 24 марта 2000 г. По званию младший сержант "К" в должности водителя. 21.07.2001 года, согласно представленной медицинской документации и первичной медицинской карточки (Ф - 100), получил ".", "." во время участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе, из-за чего ему пришлось долго лечиться и пройти курс реабилитации, после чего был направлен на освидетельствование. По результатам освидетельствования признан "." к военной службе, установлена "." вследствие военной травмы и назначена пенсия. Приказом командира в/ч 63354 от 14 июля 2009 года N 156 он исключен из списков личного состава части по состоянию здоровья. Ему установлена "." вследствие военной травмы и назначена пенсия. Единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от 06 марта 2006 г. N53-Ф3 "О противодействии терроризму", он не получал, в связи с чем просит удовлетворить его требования.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представителя ответчика ставится вопрос об отмене решения суда по следующим основаниям.
Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ст. 18) военнослужащим, либо членам их семей предоставлено право по возмещению вреда на случай повреждения военнослужащими здоровья или их гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, которое реализуется путем выплаты страховых сумм и единовременных пособий, установленных ст. 18 ФЗ "О статусе военнослужащих" и ФЗ от 28.03.1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы".
Порядок осуществления указанных выплат предусмотрен Приказом Минобороны РФ от 10 октября 1998 г. N 455 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы".
Аналогичная единовременная выплата предусмотрена и ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму".
Таким образом, ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму" и ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих" установлены совпадающие основания для выплаты однородных по своей сути (имеющие целью возмещение вреда здоровью в случае гибели военнослужащего, причинения военнослужащему увечья (ранения, травмы, контузии)) единовременных пособий.
При этом, как предусмотрено п. 6 ст. 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат, выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Судом первой инстанции неправомерно не приняты доводы представителя МО РФ, согласно которых ФЗ "О противодействии терроризму" вступил в законную силу с 06 марта 2006 года, а ст. 21 указанного Закона вступила в силу с 01 января 2007 года. При этом указаний о применении ст.21 Закона к отношениям, возникшим до его вступления в силу, названный Закон не содержит.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении требований истца, основывается лишь на доводах истца, а именно: истец указал о том, что обращался с заявлением в Министерство обороны РФ. Истец также ссылается на отказ Министерства обороны РФ на его обращение. Однако доказательств в отказе Министерства обороны РФ истец не представил.
Как следует из материалов дела, истец не обращался с
соответствующим заявлением в уполномоченный орган, а именно в
уполномоченные органы Министерство Обороны РФ за получением установленных действующим законодательством выплат, соответственно должностные лица не отказывали истцу в реализации его законных прав, ввиду чего МО РФ не допущено каких-либо нарушений законодательства в данной сфере.
Таким образом, требования истца не законны и не основываются на имеющихся в деле доказательствах.
Суд первой инстанции незаконно и неправомерно удовлетворяет требования истца о взыскании денежных средств в размере "." рублей, отклоняя доводы представителя ответчика, согласно которых Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" вступил в законную силу с момента его опубликования за исключением отдельных положений, в том числе устанавливающих размер единовременного пособия, которые вступили в законную силу с 1 января 2007 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76 - ФЗ "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до 1 января 2012 года при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы (отчислении с военных сборов граждан, призванных на военные сборы) в связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия.
Пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", действовавшим до 1 января 2007 года, предусматривалось, что в случае, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу выплачивается единовременное пособие в размере 50 000 рублей.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших увечье при проведении контртеррористической операции, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей.
Названное единовременное пособие входит в гарантированный государством объем возмещения, призванного компенсировать последствия изменения материального и (или) социального статуса военнослужащих в результате причинения вреда жизни или здоровью этих лиц при прохождении военной службы.
Согласно части 1 ст. 20 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите. К указанным лицам относятся, в том числе, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
В соответствии с пунктом 5 ст. 20 действовавшего до 1 января 2007 года Федерального закона от 25 июля 1998 года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ), а также в соответствии с частью 6 ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" при одновременном возникновении в соответствии с законодательством Российской Федерации нескольких оснований для указанных единовременных выплат выплата осуществляется по одному основанию по выбору получателя.
Таким образом, имеющим значение для настоящего спора, обстоятельством являлось выяснение судом вопроса о получении истцом однородной денежной выплаты в виде единовременного пособия, предусмотренного ст. 18 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Из материалов дела усматривается, что согласно представленной медицинской документации и первичной медицинской карточке (Ф-100) 21 июля 2001 г. Изудинов А.М. получил "."), "." во время участия в контртеррористической операции на Северном Кавказе с зачетом времени фактического участия в выслугу лет для начисления пенсии один месяц за три месяца (выписка из приказа командира в/ч 63354 N 156 от 14 июля 2009 г.). Данная травма заключением ВВК признана военной травмой и он признан "В" - ограниченно годным к военной службе.
Из удостоверения серии ИС за N 195882, выданного военным комиссариатом РД и выписки из акта освидетельствования за N 0062651 от 09 декабря 2012 г. ФКУ ГБМСЭ по РД Бюро N 6 видно, что Изудинов А.М. является "." группы в связи с получением военной травмы и ему назначена пенсия.
Факт получения травмы Изудиновым А.М. при осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и последующего установления ему инвалидности по военной травме сторонами не оспаривалось.
Между тем, судом первой инстанции установлено, что единовременное пособие в связи с причинением вреда здоровью истцу не выплачивалось.
Судебная коллегия считает, что это пособие истцу по ранее действовавшим нормам и не могло быть выплачено, поскольку выплата единовременного пособия предусматривалась, если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление ".".
Хотя травма Изудиновым А.М. получена в 2001 году, "." вследствие военной травмы ему установлена лишь в 2012 году.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец с необходимыми документами не обращался в военкомат по месту жительства, что препятствует в осуществлении выплаты, не основан на действующем законодательстве.
Так, в соответствии с частью 1 ст. 21 названного Федерального закона возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу лиц, указанных в ст. 20 данного Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок возмещения вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 года N 105 "О возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом", в соответствии с п. 2 которого расходы, связанные с возмещением вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, производятся в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, на финансовое обеспечение расходов, осуществляемых в рамках специальных программ и специальных мероприятий.
Указанным выше Постановлением утверждены Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом, пунктом 3 которых определено, что для получения единовременного пособия, установленного частью 2 статьи 21 Федерального закона "О противодействии терроризму", в случае гибели лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором он проходил службу, работал, исполнял обязанности, письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия и необходимый пакет документов.
Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, по итогам которого составляется заключение, и руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия (п. 5 Правил).
Единовременные пособия выплачиваются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов, учтенных на лицевых счетах соответствующих получателей средств федерального бюджета, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (п. 8 Правил).
Следовательно, надлежащим ответчиком в рассматриваемых правоотношениях является Министерство обороны Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета и уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, участвующий в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом.
Нельзя признать состоятельным довод представителя ответчика о неподсудности данного спора Буйнакскому районному суду, поскольку в соответствии со ст. 29 ГПК РФ истец имеет право на обращение в суд по своему выбору по месту своего жительства.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец уже получил единовременные пособия и страховые суммы, причитающиеся ему при получении травмы при исполнении военной службы и, поэтому, не вправе претендовать на аналогичное единовременное пособие, является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства о получении Изудиновым А.С. единовременного пособия и такие доказательства представителем ответчиком суду не представлены.
Довод представителя ответчика о том, что истец получил страховые выплаты, в связи с чем другие выплаты ему не должны выплачиваться, не основан на действующем законодательстве.
Единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", не является однородной выплатой по отношению к страховым суммам, которые выплачиваются на основании пункта 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции".
Довод представителя ответчика о том, что в перечень медицинских документов обязательно должна входить справка о травме, которой у Изудинова А.М. нет, судом первой инстанции исследован и мотивированно опровергнут.
Факт получения Изудиновым А.М. "." установлен в судебном заседании путем исследования представленных доказательств, в том числе свидетельства о болезни N 38 от 25 декабря 2008 г., в которой делается ссылка на медицинскую документацию и первичную медицинскую карточку (Ф-100) 21 июля 2001 г.
Факт получения военной травмы ответчиком не оспаривается.
Судом первой инстанции установлено, что Изудинов А.М. обращался в Министерство обороны РФ с заявлением о выплате единовременного пособия с приложением всех предусмотренных в Правилах документов.
Данное заявление было получено ответчиком 01 апреля 2013 г., что подтверждается представленным в суд уведомлением о получении письма Изудинова А.М. экспедицией N 3 Минобороны РФ, которые исследованы и имеются в материалах дела.
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 06 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" в указанной части вступил в силу с 1 января 2007 года и на возникший спор не распространяется, не может повлечь отмену решения суда в связи со следующим.
При удовлетворении заявленных требований суд исходил из того, что право на единовременное пособие в размере "." тысяч рублей у истца Изудинова А.М. возникло с момента наступления "." вследствие полученной военной травмы (в случае с истцом "." установлена в 2012 году).
Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения настоящего дела судом является Федеральный закон "О противодействии терроризму", то размер единовременного пособия должен быть определен в соответствии Федеральным законом, действующим на момент рассмотрения дела.
Аналогичная позиция по данному вопросу выражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2011 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28 сентября 2011 года.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буйнакского районного суда Республики Дагестан от 02 августа оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства Обороны РФ Махмудова М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.