Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании по апелляционной жалобе Кебедова М.М. на решение Советского районного суда РД от 12 августа 2013 года дело по заявлению Кебедова М.М. об оспаривании действий председателя Правительства Республики Дагестан и ГКУ "Дагестанавтодор".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Кебедова М.М., просившего отменить решение суда и принять по делу новое решение, Дибирова М.Н.- представителя Правительства Республики Дагестан, просившего отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Кебедова М.М., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кебедов М. М.ич обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Председателя Правительства РД Меджидова М.М., выразившихся в направлении его заявления от 3 апреля 2013 года о передаче построенной им за счет своих средств части Аваро-Кахетинской автодороги в Цунтинском районе Республики Дагестан в его собственность либо об оплате ему стоимости этой части автодороги на рассмотрение ГКУ "Дагестанавтодор", а также в том, что по его заявлению от 17 июня 2013 года о личном приеме не принял решение о личном приеме, о возложении на председателя Правительства Республики Дагестан обязанности дать ему ответ по существу его заявления от 17 июня 2013 года, а также о признании незаконными действий ГКУ "Дагестанавтодор" по рассмотрению его заявления от 3 апреля 2013 года.
В обоснование своих требований он указал, что в целях улучшения жизненных условий жителей Бежтинского участка Цунтинского района и Тляратинского районов Республики Дагестан и Кварельского и Лагодехского районов Республики Грузия с согласия администрации Бежтинского участка Цунтинского района с 1992 года за счет собственных и кредитных средств осуществлял реконструкцию и расширение Аваро-Кахетинской автомагистрали, эта автодорога позволяет проехать жителям указанных районов до Кварельского района Республики Грузия и обратно, автодорога, возведенная им, постановлением Правительства Республики Дагестан N 279 от 5 октября 2007 года включена в Перечень автомобильных дорог республиканского значения, он, жители Цунтинского района и депутаты Народного Собрания Республики Дагестан неоднократно обращались к председателю Правительства Республики Дагестан с просьбой об оплате выполненных работ по строительству автодороги либо передаче построенного им участка дороги в его собственность с тем, чтобы он на платной основе разрешал пользоваться дорогой и возместил свои расходы, в очередной раз он обратился с таким заявлением к председателю Правительства Республики Дагестан 3 апреля 2013 года, однако, его заявление было направлено на рассмотрение ГКУ "Дагестанавтодор", которое не обладает полномочиями по решению вопросов? поставленных в его заявлении, последнее отказало ему в его просьбе, не соглашаясь с этим ответом, он 17 июня 2013 года обратился к председателю Правительства Республики Дагестан Меджидову М.М. с заявлением, в котором просил принять его на личном приеме, намереваясь изложить в таком порядке перед ним всю проблему, однако, ему дан ответ за подписью начальника отдела по работе с обращениями граждан Администрации Правительства Республики Дагестан, в котором сообщается, что его личный прием председателем Правительства Республики Дагестан не представляется возможности и ему предложено изложить эти вопросы письменно и направить это заявление на имя председателя Правительства Республики Дагестан, однако, ответы ГКУ Дагестанавтодор" и начальника отдела Администрации Правительства Республики Дагестан являются незаконными, поскольку согласно части 1 статьи 6 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц, согласно части 12 этой же статьи Закона автомобильные дороги, построенные физическими или юридическими лицами за счет собственных средств на предоставленных таким лицам в установленном земельным законодательством порядке земельных участках, или автомобильные дороги, переданные в соответствии с законодательством Российской Федерации в собственность таких лиц, относятся к собственности физических и юридических лиц, часть Аваро-Кахетинской автодороги протяженностью 22 км. на промежутке 114-136 км. автодороги "Вантлеашевский перевал- Гунибское шоссе" возведена им на свои средства с согласия администрации Бежтинского участка Цунтинского района, поэтому, этот участок автодороги подлежит передаче в его собственность либо стоимость выполненных им работ должна быть оплачена, Правительство Республики Дагестан неправильно поручило рассмотрение его обращения ГКУ "Дагестанавтодор", которое не является правомочным органом по решению вопроса о передаче дорог в частную собственность, таким правом согласно пункту 2 части 6 статьи 8 названного Закона обладают только органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в данном случае Правительство Республики Дагестан, направление его заявления от 3 апреля 2013 года на рассмотрение ГКУ "Дагестанавтодор" и отказ в удовлетворении его заявления от 17 июня 2013 года о его личном приеме председателем Правительства Республики Дагестан противоречит требованиям закона.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 12 августа 2013 года постановлено:
"В удовлетворении Заявления Кебедова М. М. ФИО4 о признании незаконными действий Председателя Правительства РД Меджидова М.М. и обязании его дать ответ на обращение Кебедова М.М. от 3 апреля 2013 года отказать".
На указанное решение суда Кебедовым М.М. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене данного решения по тем основаниям, что суд не учел, что постановлением главы администрации Бежтинского участка от 16 ноября 1995 года "О разрешении строительства автодороги Бежта (горячий источник"- Вантлеашевский перевал" физическому лицу Кебедову М. М.ичу за счет собственных средств", опубликованным в газете "Новая жизнь", ему было разрешено строительство автодороги, эта автодорога включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, законность этого постановления никем не опорочена, однако, выполненные им работы по строительству автодороги не оплачены, суд ошибочно пришел к выводу о том, что указанная автодорога строилась за счет средств населения, при строительстве автодороги за счет средств населения он не имел бы оснований требовать оплаты работ ему.
В судебном заседании Кебедов М.М. просил удовлетворить его апелляционную жалобу по основаниям, указанным им в своем заявлении в суд и в апелляционной жалобе, указав, что построенная им часть автодороги незаконно признана автодорогой республиканского значения, поскольку она построена не за счет средств Республики Дагестан, считает, что за счет построенной им части автодороги должностными лицами органов власти и ГКУ "Дагестанавтодор" списаны и присвоены денежные средства, якобы истраченных на строительство этой автодороги, а ему незаконно отказывают в оплате его расходов на строительство автодороги.
Дибиров М.Н.- представитель Правительства Республики Дагестан в судебном заседании просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Кебедова М.М., указывая, что председатель Правительства Республики Дагестан не обязан сам лично рассматривать поступившие в Правительство Республики Дагестан заявления граждан, он вправе направлять эти заявления для рассмотрения уполномоченным им органам, заявление Кебедова М.М. на рассмотрение ГКУ "Дагестанавтодор" было направлено потому, что это учреждение является специализированным органом по управлению автомобильными дорогами республиканского значения и уполномочен рассматривать вопросы, связанные со строительством автомобильных дорог и вносить соответствующие предложения по оплате расходов по строительству автомобильных дорог республиканского значения, заявление Кебедова М.М. в ГКУ "Дагестанавтодор" было рассмотрено в установленном порядке и заявителю на его обращение указанным органом дан ответ, в заявлении от 17 июня 2013 года Кебедов М.М. просился на личный прием председателя Правительства Республики Дагестан, председатель Правительства Республики Дагестан не обязан осуществлять личный прием граждан или принимать их всех, поэтому, с учетом этого было принято решение предложить Кебедову М.М. представить ему письменное заявление с изложением в нем проблем, рады которых Кебедов М.М. просился на прием, поэтому, он через начальника отдела по работе с обращениями граждан предложил заявителю дать такое заявление, ничего незаконного в таких действиях должностных лиц Администрации Правительства Республики Дагестан не имеется.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы Кебедова М.М., выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Оспаривая действия председателя Правительства Республики Дагестан, направившего заявление Кебедова М.М. от 3 апреля 2013 года на рассмотрение ГКУ "Дагестанавтодор" и не решившего просьбу заявителя о его личном приеме, а также ответ ГКУ "Дагестанавтодор", рассмотревшего направленного туда Правительством Республики Дагестан его заявления от 3 апреля 2013 года, не имея при этом на то, по мнению заявителя, полномочий, по существу, хотя и ссылается на Федеральный закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Кебедов М.М. обжалует нарушения названными органами и должностными лицами порядка рассмотрения обращений граждан.
Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Утверждая о нарушениях порядка рассмотрения его заявлений, Кебедов М.М. не указывает нарушенные названными должностными лицами и органами требования приведенного закона.
Поэтому, Судебная коллегия считает необходимым произвести анализ доводов Кебедова М.М. с учетом требований закона, регулирующих порядок рассмотрения обращения граждан.
Из требований Кебедова М.М. усматривается, что его жалоба продиктована тем, что его заявления не рассмотрены самим Председателем Правительства Республики Дагестан.
Между тем, такое основание требований Кебедова М.М. нельзя признать соответствующим требованиям закона.
Согласно статье 34 Закона Республики Дагестан "О Правительстве Республики Дагестан" председатель Правительства Республики Дагестан возглавляет Правительство Республики Дагестан, определяет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Дагестан, законами Республики Дагестан, указами и распоряжениями Президента Республики Дагестан основные направления деятельности Правительства Республики Дагестан и организует его работу, организует деятельность Правительства Республики Дагестан и его Президиума, созывает и ведет их заседания, обеспечивает коллегиальность, демократичность и гласность в их работе, осуществляет общее руководство подготовкой вопросов на рассмотрение заседаний и т.д.
Правительство Республики Дагестан в соответствии со статьей 11 названного закона руководит работой министерств и иных органов исполнительной власти Республики Дагестан, координирует и контролирует их деятельность.
Министерства и иные органы исполнительной власти Республики Дагестан подчиняются Правительству Республики Дагестан и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Правительство Республики Дагестан в случае необходимости по вопросам своей компетенции вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные и иные органы.
Деятельность Правительства Республики Дагестан обеспечивается Администрацией Президента и Правительства Республики Дагестан (статья 40 названного Закона).
Анализ приведенных норм закона указывает, что рассмотрение жалоб и заявлений граждан, поступивших в Правительство Республики Дагестан, в том числе и на имя председателя Правительства Республики Дагестан, обеспечивается Администрацией Президента и Правительства Республики Дагестан, их рассмотрение может быть поручено органам, учреждаемым Правительством Республики Дагестан для реализации полномочий Правительства Республики Дагестан.
Поэтому, в силу положений этого закона и Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" обращения граждан, поступившие в Правительство Республики Дагестан на имя его председателя, могут быть направлены для рассмотрения созданным Правительством Республики Дагестан органам.
Таким органом является входящее в состав Министерства транспорта Республики Дагестан Государственное казенное учреждение "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан", созданное Постановлением Правительства Республики Дагестан от 12 июля 2011 года N 236 "О создании государственного казенного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" путем изменения типа существующего государственного учреждения "Управление автомобильных дорог Республики Дагестан" в целях реализации функций по контролю за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, за строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог и сооружений на них, организации приемки в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией и ремонтом автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и их участков и т.д.
Поэтому, направление поступившего на имя председателя Правительства Республики Дагестан заявления Кебедова М.М. от 3 апреля 2013 года по вопросу передачи ему части автодороги в собственность либо об оплате ему стоимости строительства им этой части автодороги в ГКУ "Дагестанавтодор" не может быть признано нарушением требований Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации".
Анализ ответа ГКУ "Дагестанавтодор" от 28 мая 2013 года N ДАД-2\732 на заявление Кебедова М.М. свидетельствует о том, что это обращение заявителя рассмотрено по существу и по поставленным вопросам даны ответы как в части передачи части участка в собственность Кебедова М.М., так и по вопросу оплаты стоимости строительства дороги.
То обстоятельство, что Кебедов М.М. не согласен с этим ответом может свидетельствовать о наличии спора по постановленным вопросам, который не может быть рассмотрен и разрешен в порядке обжалования действий и решений органов государственной власти, такие требования по настоящему делу не были заявлены, в связи с чем они не могут быть предметом исследования ан настоящему делу, для решения этих вопросов по существу Кебедову М.М., как это разъяснено в решении суда, следует обратиться в установленном порядке в суд с соответствующим исковым заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О порядке разрешения обращений граждан в Российской Федерации" личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами.
Порядок работы Правительства Республики Дагестан по приему граждан урегулирован Регламентом Правительства Республики Дагестан, утвержденным постановлением Правительства Республики Дагестан от 30 марта 2009 года N 87 "О Регламенте Правительства Республики Дагестан".
Согласно пункту 100 указанного Регламента Правительство Республики Дагестан в пределах своей компетенции обеспечивает рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответа в установленный законом срок. В этих целях Правительство организует прием граждан членами Правительства и иными должностными лицами и работу с письменными обращениями граждан.
Прием граждан членами Правительства ведется в установленные дни недели по графикам, ежеквартально утверждаемым Руководителем Администрации. Запись на прием и организация приема граждан обеспечиваются Администрацией. Организация исполнения решений, принятых по результатам приема граждан, возлагается на органы исполнительной власти, в компетенцию которых входят рассмотренные вопросы (пункт 101 Регламента).
Работу с индивидуальными и коллективными письменными обращениями граждан, поступившими в Правительство, организует Администрация. Обращение в зависимости от содержания докладывается Председателю Правительства, одному из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) или Руководителю Администрации, либо в течение 7 дней со дня регистрации направляется Администрацией для рассмотрения и дачи ответа органам исполнительной власти, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение (пункт 102 Регламента).
Из этих нормативных актов следует, что прием граждан в Правительстве Республики Дагестан осуществляется не обязательно председателем Правительства Республики Дагестан, он может быть осуществлен и другими должностными лицами, уполномоченными на прием граждан по графику, утвержденному руководителем Администрации Президента Республики Дагестан и Правительства Республики Дагестан.
Поэтому, сообщение Кебедову М.М. о невозможности его приема председателем Правительства Республики Дагестан не может свидетельствовать о нарушении закона и прав заявителя на обращение в Правительство Республики Дагестан.
Кроме того, как это следует из ответа начальника отдела по работе с обращениями граждан Администрации Правительства Республики Дагестан, Кебедову М.М. предложено составит письменное заявление с указанием вопросов, о рассмотрении которых председателем Правительства Республики Дагестан настаивает Кебедов М.М.
Из материалов дела следует, что обращения Кебедова М.М. рассмотрены в соответствии с требованиями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации", ему на эти обращения даны ответы, ссылка Кебедова М.М. на нормы Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не может свидетельствовать о незаконности обжалованных действий или решений, а также ответов указанных органов и должностных лиц, нормы этого закона могут быть предметом анализа и применения только при рассмотрении возможных в дальнейшем исковых требований Кебедова М.М. о признании за ним права собственности на построенную им часть автодороги и передаче ему этой части автодороги либо о взыскании стоимости строительства этой части автодороги.
Таким образом, оснований для вывода о не соответствии действий и решений Правительства Республики Дагестан, его председателя, начальника отдела по работе с обращениями граждан Администрации Правительства Республики Дагестан и ГКУ "Дагестанавтодор" требованиям Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации" не имеется.
В связи с этим суд первой инстанции правильно отказал Кебедову М.М. в удовлетворении его требований.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 августа 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кебедова М.М.- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.