Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ахмедовой С.М.,
судей Абдуллаева М.К., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Наврузове В.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - ФИО8 гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и образовательного учреждения к МБОУ "Параульская СОШ N2" и администрации МО "Карабудахкентский район" об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан ФИО11, выслушав объяснения директора школы ФИО4, начальника отделения Карабудахкентского района по пожарному надзору ФИО5, представителя прокуратуры РД ФИО6, просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Карабудахкентского района обратился в суд с исковым заявлением о обязании МБОУ "Параульская СОШ N2" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N77 от 11 июня 2013 г. Отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, а в случае недостаточности средств у МБОУ "Параульская СОШ N2" для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч.1 ст.51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10 июля.1992 г. N 3266 -1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч.1 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266 -1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 5 августа 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МБОУ "Параульская СОШ N2" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
1.Распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим в том числе: не установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно - техническому минимуму (ППР N390 от 25.04.2012г п. 15,25)
2. На первом этаже в коридоре имеется перегородка из сгораемых
материалов и в комнате вожатого (ППР N390 от 25.04.2012г п. 13
3. Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой
электросети и контуров заземления (ППР N390 от 25.04.2012г п.57, ПТЭЭП
п.7.1.13).
В помещение СОШ используется временная удлинитель для питания электроприборов ППР N390 от 25.04.2012г. п.42 3
Соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов выполнены в скрутку, без опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов в помещениях СОШ (ППР N390 от 25.04.2012г п.З, 57; п.2.1.21);
6. Не заключены в стеклянные плафоны закрытого исполнения,
предусмотренные конструкцией, электросветильники в помещениях СОШ не
везде (ППР N390 от 25.04.2012г п.60).
7. Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий
электропередач по стене пищеблока и помещениях СОШ (ППР N390 от
25.04.2012гп.57)
8. Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с
указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППР N390 от
25.04.2012гп.13)
9. Двери эвакуационного выхода открываются не по направлению выхода
частично (ППР N390 от 25.04.2012г п.51)
10. Не производится очистка вентиляционных каналов от горючей пыли (ППР N390 от 25.04.2012г п.78)
Отсутствуют указатели путей эвакуации к эвакуационным выходам с коридоров, не везде установлено (ППР N390 от 25.04.2012г п.51, таблица 1, СНиП 23-05 НПБ 160-97 п.1.1).
Возле блоков приемно-контрольных приборов (ПКП) от систем АПС и СО не вывешены инструкции по их эксплуатации, а также о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем, отсутствуют схемы распределения шлейфов ПС с указанием наименования защищаемых помещений, (п.п. 97, 102 ППР N390 от 25.04.2012г, п. 10.1 РД 78.145-93);
Не установлены соответствующие указатели к пожарному водоему и по направлению движения к нему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием цифр, указывающих расстояние до водоисточника. (ППР N390 от 25.04.2012г п.90).
14. На трубопроводах подводящие газ к бытовым и промышленным
приборам для его сжигания не оборудованы термочувствительные запорные
устройства (клапаны) (ППР N390 от 25.04.2012г п.84)
15. Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без
проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта
рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации - заказчика,
(п. п. 11.1-11.10 РД 78.145-93);
Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е. установлена организацией не имеющей лицензии на проведения монтажных работФЗ-123 от 22.07.2008г. "Технический регламент"
Имеющиеся первичные средства просрочены 2шт перезарядить и обеспечить в достаточном количестве (ППР N390 от 25.04.2012г п. 108)
18. В помещении кухни установлена газовая печь кустарного производство,
на горючем основании, форсунки работающие открытым пламенем (ППР
N390 от 25.04.2012г п.66 п.72-73).
Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения.ППР N390 от 25.04.2012г. п.21 (ППР N390 от 25.04.2012г п.Зб, СНиП 21-01-97* п.7.1, 7.13)
У обслуживающего персонала не имеется электрические фонари на случай возникновения пожара ППР N390 от 25.04.2012г п.55 ППР N390 от 25.04.2012г. п.38
"."
Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (п. 15 прил. N3 и п.108 ППР N39#от 25.04.2012г)
В помещениях пищеблока и в спортзале имеется пороги на путях эвакуации (ППР N390 от 25.04.2012г п.51)
Электропроводка проложена по сгораемому основанию в пищеблоке и в помещениях СОШ ППР N390 от 25.04.2012г. п.57
Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии. ППР N390 от 25.04.2012г п.34,98 п.61
Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации (ст. 20 ФЗ от 21.12.1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93);
От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п. 14 НПБ 88-2001);
Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п. 12.64 НПБ 88-2001);
Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м., (РД 78.145-93);
На первом этаже в комнате вожатого имеется и эксплуатируется электрическая печка ППР N390 от 25.04.2012г п.66,74.
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО "Карабудахкентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 1 октября 2013 г. постановлено:
"Иск прокурора Карабудахкентского района РД удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Параульская средняя общеобразовательная школа N2" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД ФИО7 от 11.06.2013 года, в случае недостаточности средств у школы для их устранения, обязать администрацию МО "Карабудахкентский район" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Параульская средняя общеобразовательная школа N2" государственную пошлину в сумме 200 рублей в бюджет МО "Карабудахкентский район".
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Карабудахкентский район" - ФИО8 просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что бюджет района дотационный и в бюджете района нет средств на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - ФИО8
В соответствии со ст.34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч.1 ст.38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД ФИО7 от 5 августа 2013 г. имеют место.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона "Об образовании", содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, школа является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п.п.2.1-2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО "Карабудахкентский район" и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации МО "Карабудахкентский район", являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО "Карабудахкентский район" на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карабудахкентского районного суда от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "Карабудахкентский район" ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий С.М. Ахмедова
Судьи М.К. Абдуллаев
А.М. Ибрагимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.