Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Ахмедовой С.М.,
судей Абдуллаева М.К., Ибрагимовой А.М.,
при секретаре Таибове Т.З.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Гаджиева А.А. гражданское дело по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц, воспитанников и работников муниципального и образовательного учреждения к администрации МО "Карабудахкентский район" и муниципальному казенному образовательному учреждению "Ачинская СОШ N 2" об обязании устранить нарушения норм пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Абдуллаева М.К., выслушав объяснения директора "Ачинская СОШ N 2" - Данияловой А.С., просившей апелляционную жалобу удовлетворить, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Карабудахкентского района обратился в суд с исковым заявлением о обязании МКОУ "Ачинская СОШ N 2" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N 95 от 22 июля 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧ России по Республике Дагестан, а в случае недостаточности средств у МКОУ "Ачинская СОШ N 2" для их устранения, в порядке субсидиарной ответственности обязать устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Карабудахкентского района по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. Проверкой установлено, что школой нарушается законодательство о пожарной безопасности. Согласно ч.1 ст.51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании школы создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Согласно п.4 ч.1 ст.31 Закона Российской Федерации от 10 июля.1992 г. N 3266 -1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно ч.1 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266 -1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах финансовых средств. Согласно акта проверки от 22 июля 2013 г. отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в МКОУ "Ачинская СОШ N 2" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
1. Распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим в том числе: не установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно - техническому минимуму (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.п.15, 25)
2. Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (п.15 прил. N 3 и п.108 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.)
3. Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.57. ПТЭЭП п.7.1.13).
4. Двери эвакуационного выхода открываются не по направлению выхода (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.51);
5. Соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов выполнены в скрутку, без опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов в помещениях СОШ (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.3, 57; ПУЭ п.2.1.21);
6. Не заключены в стеклянные плафоны закрытого исполнения, предусмотренные конструкцией, электросветильники в помещениях СОШ (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.60);
7. Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач по стенам СОШ (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.59);
8. Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.13);
9. В котельной установлена газовая печь самодельного производства, на горючем основании, форсунки работающие открытым пламенем (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.66 п.72-73).;
10. Световое окно в помещениях СОШ на окне установлена доска нарушения проектно сметной документации (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.38 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.23 Е);
11. Имеющийся водоем находится не в исправном состоянии, отсутствует внутри вода (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. 2-04-02-84 п.2-13 т 6);
12. Возле блоков приемно-контрольных приборов (ПКП) от систем АПС и СО не вывешены инструкции по их эксплуатации, а также о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем, отсутствуют схемы распределения шлейфов ПС с указанием наименования защищаемых помещений, (п.п.97, 102 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г., п.10.1 РД 78.145-93);
13. Не установлены соответствующие указатели к пожарному водоему и по направлению движения к нему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием цифр, указывающих расстояние до водоисточника. (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.90);
14. На трубопроводах, подводящих газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания, не оборудованы термочувствительные запорные устройства (клапаны) (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.84);
15. На люке чердачного помещения отсутствуют таблички с надписью о месте хранения ключа и не закрыт на замок (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.44);
16. Не соответствуют требованиям о пределах огнестойкости двери люков в чердачное помещение (не менее 1/4 часа) в группах (СНиП 21-07-97 п.5.14 таблица 2);
17. В пищеблоке и в котельной имеется шланговое соединение для подачи газа к газовой печке (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.69);
18. В пищеблоке установлена газовая печь кустарного производство, на горючем основании, форсунки работающие открытым пламенем (ППБ 01-03 п.66 п.72-73) (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.66 п.72-73);
19. Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.21 (ППБ 01-03 п.36, СНиП 21-01-97* п.7.1, 7.13);
20. У обслуживающего персонала не имеется электрические фонари на случай возникновения пожара ППР N 390 от 25 апреля 2012 г.п.55 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.38;
21. Своевременно не очищена территория сада от сухой травы и горючих отходов ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.21;
22. Имеющиеся первичные средства просрочены, перезаряжены и не в достаточном количестве (ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.108);
23. Электропроводка проложена по сгораемому основанию по дверному проему и оконному проему ППР N 390 25 апреля 2012 г. п.57;
24. Установленная автоматическая сигнализация находится неисправном состоянии. ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.34, 98 ППР N 390 от 25 апреля 2012 г. п.61;
25. Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации (ст.20 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 69 "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93);
26. От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п.14 НПБ 88-2001);
27. Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п.12.64 НПБ 88-2001);
28. Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м., (РД 78.145-93);
29. Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации - заказчика, (п.п. 11.1-11.10 РД 78.145-93);
30. Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е установлена организацией не имеющей лицензии на проведения монтажных работ ФЗ-123 от 22 июля 2008 г. "Технический регламент"
Согласно Уставу школы учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на школу.
В связи с тем, что учредителем данной школы является администрация МО "Карабудахкентский район" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Решением Карабудахкентского районного суда от 30 сентября 2013 г. постановлено:
"Исковое заявление прокурора Карабудахкентского района удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение "Ачинская средняя общеобразовательная школа N 2" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаева Н.М. от 22 июля 2013 г., в случае недостаточности средств у школы для их устранения, обязать администрацию МО "Карабудахкентский район" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО "Карабудахкентский район" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения "Ачинская средняя общеобразовательная школа N 2" государственную пошлину в сумме "данные изъяты" рублей в бюджет МО "Карабудахкентский район"".
В апелляционной жалобе глава администрации МО "Карабудахкентский район" - Гаджиев А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Карабудахкентского района.
В обоснование требований жалобы указано, что в бюджет района дотационный и в бюджете на 2014 год не заложены средства на устранение данных нарушений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе главы администрации МО "Карабудахкентский район" - Гаджиева А.А.
В соответствии со ст.34 Федерального закона "О пожарной безопасности" граждане имеют право, в том числе на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Согласно ч.1 ст.38 того же Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Судом первой инстанции установлено и стороной ответчиков не оспаривается, что нарушения правил пожарной безопасности, указанные в акте инспектора отделения надзорной деятельности Карабудахкентского района по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаева Н.М. от 11 июля 2013 г. имеют место.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.31 Федерального закона "Об образовании", содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно Уставу, школа является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Учредителем школы является муниципальное образование Карабудахкентский район. Функции и полномочия учредителя школы осуществляет администрация Карабудахкентского муниципального района. Школа является юридическим лицом, обладает на праве оперативного управления обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. Школа как юридическое лицо, вправе иметь расчетные и другие счета в органах казначейства и вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п.п.2.1-2.5).
Согласно пункту 2.7 Устава финансовое обеспечение деятельности школы осуществляется за счет средств бюджета МО "Карабудахкентский район" и на основании бюджетной сметы.
Школа отвечает по своим обязательствам, находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам школы несет собственник имущества (п. 2.6. Устава).
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Руководствуясь вышеназванными нормами суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что школа обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании школы в пределах доведенных школе лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у школы, собственник имущества школы - муниципальный район в лице администрации МО "Карабудахкентский район", являющегося исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению и принял законное и обоснованное решение об удовлетворении иска прокурора.
Доводы апелляционной жалобы о недостаточности средств в бюджете МО "Карабудахкентский район" на устранение выявленных нарушений норм противопожарной безопасности не могут служить основанием к отмене правильного решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Карабудахкентского районного суда от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО "Карабудахкентский район" Гаджиева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий С.М. Ахмедова
Судьи М.К. Абдуллаев
А.М. Ибрагимова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.