Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И. и Хираева Ш.М.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 7 ноября 2013 года по апелляционной жалобе Лабазандибирова М.Ш.- представителя Негосударственного исламского образовательного учреждения высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан к Негосударственному исламскому образовательному учреждению высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" о прекращении деятельности в качестве юридического лица религиозной организации.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда РД Шихгереева Х.И., объяснения Гусейновой Р.Г.- представителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан, просившей отказать в удовлетворении апелляционной жалобы Лабазандибирова М.Ш.- представителя Негосударственного исламского образовательного учреждения высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) "Исламский институт имени Магомеда Умаханова", Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан (далее- Управление МЮ РФ по РД) обратилось в суд с иском к Негосударственному исламскому образовательному учреждению высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" (далее- "Исламский институт имени Магомеда Умаханова") о прекращении деятельности в качестве юридического лица религиозной организации.
В обоснование своих требований Управление МЮ РФ по РД указало, что Управление МЮ РФ по РД 24 июня 2011 года зарегистрировало "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" с присвоением ему учетного номера 0511010034.
Статьей 19 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" предусмотрено, что учреждения профессионального религиозного образования могут создаваться исключительно в форме религиозной организации и подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном указанным законом.
Однако в нарушение пункта 2 статьи 19 этого Закона духовное образовательное учреждение не содержит в наименовании организационно-правовой формы указание на то, что оно является религиозной организацией.
Согласно абзацу 4 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных организациях" религиозная организация обязана с момента государственной регистрации ежегодно информировать уполномоченный орган по государственной регистрации религиозных организаций о продолжении своей деятельности. Однако, "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" не выполняет требования и этой нормы закона, не информирует Управление МЮ РФ по РД о продолжении своей деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7- ФЗ "О некоммерческих организациях" религиозная организация должна в сроки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", представить в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по форме ОР0001, утвержденной приказом Минюста России от 29 марта 2010 года N 72.
Однако, данное религиозное образовательное учреждение не выполняет требования приведенной нормы закона и не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме ОР0001.
В связи с этими нарушениями в образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" по адресу, указанному в учредительных документах ( "адрес", Нурул Ислам ул. 1 ( "адрес", 74) было направлено письменное предупреждение от 23 января 2013 года за N 05-03-76/13 об устранении в течении месячного срока перечисленных нарушений.
Однако, почтовое уведомление возвращено в связи с тем, что по указанному юридическому адресу адресат не располагается, что свидетельствует о том, что религиозной организацией нарушены требования пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", согласно которым религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", (в частности, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно этой норме закона неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Хасавюртовского городского суда от 12 июля 2013 года постановлено:
"Удовлетворить исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Дагестан к Негосударственному исламскому образовательному учреждению высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) Исламский институт имени Магомеда Умаханова.
Признать Негосударственное исламское образовательное учреждение высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) Исламский институт имени Магомеда Умаханова расположенный по адресу: "адрес" (10-я), 74 прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Негосударственное исламское образовательное учреждение высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) Исламский институт имени Магомеда Умаханова расположенный по адресу: "адрес" (10-я), 74, из Единого государственного реестра юридических лиц.".
В апелляционной жалобе Лабазандибирова М.Ш.- представителя образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" ставится вопрос об отмене заочного решения по тем основаниям, что суд неправильно истолковал нормы материального права, нормы Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" обязывает религиозную организацию информировать орган, принявший решение (в данном случае -Управления МЮ РФ по РД) о ее регистрации, представлять обновленные сведения, необходимые только для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, а для внесения таких изменений основания не имеются, в связи с чем они и не должны представляться, суд ограничился лишь цитированием положений закона, но не установил, а истец в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представил в судебном заседании доказательства о том, в какие содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц сведения ответчик внес изменения и не сообщил об этом в Управление МЮ РФ по РД.
В возражениях на апелляционную жалобу Управление МЮ РФ по РД просит оставить решение суда без изменения по тем основаниям, что доводы жалобы не основаны на законе и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" (адвокат Лабазандибиров М.Ш. в рассмотрении дела в суде первой инстанции не принимал участие, согласно представленному им ордеру ему доверителем были представлены полномочия только на подачу апелляционной жалобы, полномочия на участие в суде апелляционной инстанции ему не этим ордером не представлены, в связи с чем он о времени и месте рассмотрения дела не извещался), надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил и не просил об отложении разбирательства дела на другой срок, в связи с чем дело на основании статей 327 и 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие представителя образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова".
Гусейнова Р.Г.- представитель Управления МЮ РФ по РД просила отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, указывая на то, что в апелляционной жалобе решение суда оспаривается только по мотивам того, что сведения об образовательном учреждении "Исламский институт имени Магомеда Умаханова", вносимые в Единый государственный реестр юридических лиц, не подверглись обновлению, в связи с чем не было оснований информировать регистрирующий орган об изменениях сведений, предусмотренных пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", однако, требования о прекращении деятельности в качестве юридического лица религиозной организации были заявлены не только по этому основанию, но и по другим основаниям, однако, какие-либо доводы относительно этих оснований в апелляционной жалобе не содержатся, нарушения других приведенных в иске оснований для прекращения деятельности религиозной организации не устранены и после принятия решения суда, в связи с чем оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Она же указала, что Управлением МЮ РФ по РД предпринимались попытки связаться с руководителем образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" Исаловым И.У. по телефону 8-988-272-70-13, который был указан при государственной регистрации образовательного учреждения, а другими телефонами этого учреждения или его сотрудников Управление МЮ РФ по РД не располагает.
Кроме того, в настоящее время установлено также то, что образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" не имеет и право на осуществление образовательной деятельности, поскольку для осуществления образовательной деятельности должно получить лицензию, однако, оно, будучи образовательным учреждением, до настоящего времени со дня своей регистрации не получило лицензию на осуществление образовательной деятельности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав объяснения представителя Управления МЮ РФ по РД, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно материалам дела решением Управления МЮ РФ по РД от 1 июня 2011 года осуществлена государственная регистрация некоммерческой организации "Негосударственное исламское образовательное учреждение высшего профессионального образования (Духовное образовательное учреждение) Исламский институт имени Магомеда Умаханова" с внесением записи о ней 10 июня 2011 года в Единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с абзацем 4 пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозная организация обязана с момента государственной регистрации ежегодно информировать уполномоченный орган по государственной регистрации религиозных организаций о продолжении своей деятельности.
Управление МЮ РФ по РД утверждает, что образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" не выполняет требования этой нормы закона, не информирует его о продолжении своей деятельности.
Представитель образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" на заседание суда первой инстанции не явился и в нем не принимал участие, хотя образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" было надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела. По этой причине суд первой инстанции был лишен возможности выяснить выполнение этим учреждением указанного требования закона.
Не направило образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" своего представителя и в суд апелляционной инстанции, в связи с чем эта инстанция также лишена возможности выяснить непосредственно отношение образовательного учреждения к выполнению учреждением приведенных требований закона.
Поэтому, суд апелляционной инстанции отношение образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" к выводам суда первой инстанции о нарушениях этим учреждением требований закона оценивает исходя доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе на решение суда представитель названной организации не приводит какие-либо доводы относительно выполнения названным образовательным учреждением указанных требований закона и не указывает, что образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" информировало Управление МЮ РФ по РД о продолжении своей деятельности, тем самим оно не отрицает, что оно не выполняет названное требование закона.
Согласно части 1 статьи 117 ГК РФ и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" религиозные организации являются некоммерческими организациями.
На религиозные организации действие Федерального закона "О некоммерческих организациях" не распространяется только в части положений, предусмотренных пунктом 6 статьи 2, статьями 13-19, 21-23, 28-30, абзацем третьим пункта 1 статьи 32 (часть 4 статьи 1 названного Федерального закона).
Поэтому, в остальной части действие названного закона на религиозные организации распространяется в полной мере.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 этого закона в редакции, действовавшей в момент государственной регистрации образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" и до 23 ноября 2012 года, некоммерческие организации, за исключением указанных (к которым религиозные организации не относятся) в пункте 3.1 этой статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минюста РФ от 29 марта 2010 года N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций", вступившим в силу с 17 мая 2010 года в связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 04 мая 2010 года N 302 "О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", утверждена форма N ОР 0001 отчета о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Этот отчет и входящие в его состав документы согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 15 апреля 2006 года N 212 (ред. от 08.12.2008) "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" должны представляться ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Соответственно, образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" должно было представить в Управление МЮ РФ по РД такой отчет к 15 апреля 2012 года и к 15 апреля 2013 года.
Однако, как это следует из обращения Управления МЮ РФ по РД, образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" не представило такой отчет ни в 2012 году, ни в 2013 году.
Какие-либо возражения против такого утверждения Управления МЮ РФ по РД представитель образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" в апелляционной жалобе не высказал.
Как это следует из представленных Управлением МЮ РФ по РД материалов, оно 21 декабря 2012 года за N 05-03-1286\12 по адресу: г. Хасавюрт, Нурул Ислам ул., 1 и 23 января 2013 года за N 05-03-76\13 направило по адресу г. Хасавюрт, Нурул Ислам, 1 (ул. Козленко 10-я, 74 в поселке Восточный) руководителю образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" И.У. Исалаеву, который указан таковым в учредительных и регистрационных документах этой организации, предупреждения об устранении нарушений требований закона.
Первое из этих почтовых отправлений было возвращено в Управление МЮ РФ по РД без вручения адресату с указанием того, что такой улицы не имеется, а второе почтовое отправление -в связи с отсутствием адресата по этому адресу.
Из объяснений представителя Управления МЮ РФ по РД вытекает, что Управлением помимо этого предпринимались попытки связаться с руководителем образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" Исаловым И.У. по телефону N который был указан при государственной регистрации образовательного учреждения, однако, эти попытки не увенчались успехом, на звонок по данному телефону сообщалось, что телефон находится вне зоны обслуживания либо о том, что он не обслуживается, а другими телефонами этого учреждения или его сотрудников Управление МЮ РФ по РД не располагает.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции представитель Управления МЮ РФ по РД заявила, что образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" и к моменту рассмотрения дела в апелляционной инстанции не устранило приведенные выше нарушения закона.
Исходя из перечисленных обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что данное религиозное образовательное учреждение не выполняет требования приведенных норм закона и не представляет в уполномоченный орган документы, содержащие отчет по форме ОР0001 о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции выяснилось, что в деятельности образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" имеются и другие нарушения федерального законодательства, которые согласно законодательству также являются основаниями для ликвидации юридического лица.
В частности, представителем Управления МЮ РФ по РД в суде апелляционной инстанции представлен ответ Министерства образования и науки Республики Дагестан от 17 августа 2013 года N 3778\04-08 на запрос Управления МЮ РФ по РД N 05-03-1210\13 о наличии у образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" лицензии на осуществление образовательной деятельности, согласно этому ответу указанное образовательное учреждение, несмотря на то, что после его регистрации прошло более двух лет, не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 24 статье 24 "О некоммерческих организациях" отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специальных разрешений (лицензий).
В соответствии с пунктами 6 и 7 статьи 33 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 1 сентября 2013 года, статьями 2 и 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Отсутствие у образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" указывает на то, что данное образовательное учреждение не может признаваться организацией, фактически осуществляющей свою деятельность и выполняющей свои функции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 и пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК РФ, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
Согласно пункту 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных этой статьей, в том числе и пунктом 3 этой статьи, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и без надлежащего разрешения (лицензии).
Ликвидация религиозной организации является одним из видов ответственности этого юридического лица за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 ГК РФ.
Поскольку образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова", как установлено выше, неоднократно, а именно, за 2011 года и за 2012 год, т.е. практически за весь период после его государственной регистрации не представило Управлению МЮ РФ по РД сведения, предусмотренные частью 3 статьи 32 этого Федерального закона, суд обоснованно пришел к выводу о том, что имеются основания для удовлетворения требований Управления МЮ РФ по РД о ликвидации (прекращении деятельности) названного образовательного учреждения.
Доводы апелляционной жалобы представителя образовательного учреждения "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" сводятся к тому, что деятельность религиозной организации может быть прекращена и она может быть ликвидирована только в случае непредоставления регистрирующему органу сведений об изменениях сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, а такие изменения в учредительные документы не вносились, в связи с чем соответствующие сведения в Управление не должны были представляться.
Однако, эти доводы не могут свидетельствовать о незаконности решения суда, поскольку требования Управления МЮ РФ по РД были удовлетворены и потому, что образовательным учреждением неоднократно (в 2012 году и в 2013 году) нарушены требования абзаца 4 пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" об информировании Управления о продолжении своей деятельности и неоднократно (к 15 апреля 2012 года и к 15 апреля 2013 года) нарушены требования пункта 3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" о представлении в это же Управление по установленной форме документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Из пункта 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" вытекает, что непредставление некоммерческими организациями, к которым относятся и религиозные организации, сведений, предусмотренных пунктом 3 статьи 32 этого закона (что установлено при рассмотрении дела), а из абзаца 2 пункта 2 статьи 61 ГК РФ, что осуществление деятельности с неоднократными нарушениями закона или иных правовых актов (в данном случае- абзаца 4 пункта 9 статьи 8 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" о представлении в Управление МЮ по РД информации о продолжении своей деятельности, что также нашло подтверждение), а также без надлежащего разрешения (лицензии) (что установлено в суде апелляционной инстанции), также являются основаниями для ликвидации (прекращении деятельности) религиозной организации по решению суда.
В апелляционной жалобе не содержатся какие-либо доводы о том, что образовательное учреждение "Исламский институт имени Магомеда Умаханова" не допустило такие нарушения требований законов.
Поэтому, оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Заочное решение Хасавюртовского городского суда от 12 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.