Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И., Магомедовой А.М.,
при секретаре судебного заседания Магомедове А.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ашурова А.И. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО10 - главы администрации МО "село Карабудахкент" Карабудахкентского района Республики Дагестан на решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 20 сентября 2013 года по делу по иску прокурора Карабудахкентского района Республики Дагестан в интересах жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент и неопределенного круга лиц к администрации МО "село Карабудахкент" Карабудахкентского района об обязании бесперебойного обеспечения жителей питьевой водой,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан в защиту интересов жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об оспаривании бездействия администрации МО "село Карабудахкент" Карабудахкентского района Республики Дагестан, выразившегося в непринятии достаточных мер по исполнению полномочий по обеспечению жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент бесперебойной питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей, и обязании администрацию МО "село Карабудахкент" Карабудахкентского района Республики Дагестан бесперебойно обеспечивать жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В обоснование таких требований указано, что в прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент об отсутствие воды в микрорайоне.
Согласно акту от 09 августа 2013 года Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Каспийске, проведенного совместно со специалистом жилищно-коммунального хозяйства с.Карабудахкент и главой МО "село Карабудахкент", в микрорайоне Таха-Баш с.Карабудахкент вода на момент проверки во дворах отсутствовала, со слов жильцов микрорайон вода подается один раз в неделю и то с перебоями.
Указывает, что согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий.
В соответствии частью 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В нарушение указанных норм законов администрацией МО "село Карабудахкент" не принимаются достаточных мер по исполнению своих обязанностей по обеспечению жителей микрорайона Таха-Баш сел. Карабудахкент питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
В результате бездействий администрации МО "село Карабудахкент" нарушаются права жителей микрорайона и неопределенного круга лиц.
Решением Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 20 сентября 2013 года постановлено:
"Исковые требования прокурора Карабудахкентского района РД - удовлетворить.
Признать незаконными бездействия администрации МО "с. Крабудахкент" выразившееся в непринятии достаточных мер по исполнению полномочий по обеспечению жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент бесперебойной питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Обязать администрацию МО "село Карабудахкент" Карабудахкентского района Республики Дагестан бесперебойно обеспечивать жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент бесперебойной питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических бытовых потребностей, и в месячный срок после вступления решения в законную силу довести это решение суда через средства массовой информации до сведения потребителей".
В апелляционной жалобе ФИО10 - главы администрации МО "село Карабудахкент" Карабудахкентского района Республики Дагестан содержится просьба об отмене решения суда, как необоснованного, и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора.
В обоснование своей позиции автор жалобы, соглашаясь, что в соответствии пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, осуществляет местное самоуправление, указывает, что администрацией муниципального образования ведется работа по обеспечению водой всех микрорайонов сельского поселения. Доводы жильцов о том, что вода подается один раз в неделю и то с перебоями являются не правомерными, так как в микрорайон "Таха-Баш" согласно графику насосной станции подача воды осуществляется 3 раза в неделю. Жители данного микрорайона неоднократно обращались в местную администрацию по данному вопросу. Им были разъяснены все проблемы работы насосной станции, но они желают бесперебойную подачу воды. Решение данного вопроса не возможно решить без установки насоса такой же мощности. Из-за не хватки финансов администрация неоднократно обращалась в администрацию муниципального района "Карабудахкентский район" по данному вопросу, однако ни каких ответов и действий не последовало.
В ближайшее время администрацией решается вопрос по установке дополнительной насосной станции (резервной).
Также указывает, что, понимая данную ситуацию, с жителями данного микрорайона и администрацией МО "село Карабудахкент" не заключены договора на поставки питьевой воды, хотя для работы насосной станции администрацией оплачиваются не малые деньги за электроэнергию.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не имеется.
Надлежаще извещенные в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела глава администрации МО "село Карабудахкент" Карабудахкентского района, прокурор Карабудахкентского района Республики Дагестан в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили, своих представителей не направили, об отложении разбирательства дела на другой срок не просили, в силу чего дело рассмотрено, согласно статье 167 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании начальник ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Каспийске ФИО3 просил оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, указав, что обстоятельствами по делу подтверждается несоблюдение администрацией муниципального образования требований закона по бесперебойному обеспечению жителей упомянутого микрорайона, а доводы жалобы являются несостоятельными, так как данный спор длится продолжительное время, и ответчиком не принимается должных мер для его разрешения.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, выслушав объяснения начальника ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в г.Каспийске ФИО3 и прокурора ФИО4, судебная коллегия приходит к следующему.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 часть 1).
Согласно части 1 статьи 130, части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; самостоятельно управляет муниципальной собственностью, формирует, утверждает и исполняет местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, осуществляет охрану общественного порядка, а также решает иные вопросы местного значения.
В силу статьи 2, пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и пункта 4 части 1 статьи 13 Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года N 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" организация водоснабжения населения в границах поселения относится к вопросам местного значения поселения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов наделены рядом полномочий, в том числе полномочиями формировать, утверждать и исполнять бюджет поселения и района и осуществлять контроль за исполнением данного бюджета. Указанные полномочия закреплены подпунктом 1 пункта 1 статьи 14, подпунктом 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
На основании пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Исходя из буквального толкования закона, судебная коллегия приходит к выводу, что право на получение бесперебойных по водоснабжению услуг, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права и не может быть поставлена в зависимость от степени финансирования органа местного самоуправления.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, жителям микрорайона Тах-Баш с.Карабудахкент, питьевая вода подается с перебоями, что в целом не оспаривается и ответчиком.
Таким образом, питьевое водоснабжение в микрорайоне Тах-Баш с.Карабудахкент нельзя признать надлежащим.
То есть администрацией муниципального образования не исполняются обязанности по организации водоснабжения, возложенные на нее Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им оценку по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований и возложении обязанности на администрацию МО "село Карабудахкент" обеспечивать жителей микрорайона Таха-Баш с.Карабудахкент бесперебойной питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических бытовых потребностей.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансов на приобретение дополнительного насоса для увеличения мощности насосной станции, в целях бесперебойного обеспечения питьевой водой в достаточном количестве жителей микрорайона Тах-Баш, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку указанные доводы не могут служить основанием для освобождения ответчика от возложенной на него законом обязанности по решению вопросов местного значения, направленных на бесперебойное обеспечение населения муниципального образования питьевой водой.
Другие доводы жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют изложенную ответчиком позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, основанным на правильном применении и толковании норм материального права. Оснований к отмене решения по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карабудахкентского районного суда Республики Дагестан от 28 июня 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Х.И. Шихгереев
Судьи А.И. Ашуров
А.М. Магомедова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.