Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Абдуллаева М.К.,
судей Ибрагимовой А.М., Омарова Д.М.,
при секретаре Шуаеве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы администрации МО " "адрес"" Гаджиева А.А. по гражданскому делу по иску прокурора "адрес" РД в интересах неопределенного круга лиц к МКДОУ "Детский сад N " л" "адрес" и администрации МО " "адрес"" об обязании их устранить нарушения норм пожарной безопасности, на решение Карабудахкентского районного суда РД от 02 октября 2013 года, которым постановлено:
"Иск прокурора "адрес" РД - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад N " "."" устранить нарушения норм пожарной безопасности указанные в акте N от 27.05.2013г. отделения надзорной деятельности "адрес" по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД, в случае недостаточности средств у МКДОУ "Детский сад N " л" для их устранения, обязать администрацию МО " "адрес" Республики Дагестан в порядке субсидиарной ответственности устранить их за счет бюджета МО " "адрес"" в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу".
Заслушав доклад судьи Ибрагимовой А.М., выслушав мнение прокурора Гасанова З.Г., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор "адрес" РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МКДОУ "Детский сад N " л" "адрес" и администрации МО " "адрес"" об обязании их устранить нарушения норм пожарной безопасности.
В обоснование заявленных требований указывалось, что прокуратурой "адрес" по поручению прокуратуры Республики Дагестана проведена проверка исполнения законодательства по пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей. В ходе проведенной проверки установлено, что в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении N " л" "адрес" нарушается законодательство по пожарной безопасности.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона РФ от "дата" N "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Непринятие мер к устранению нарушений пожарной безопасности в здании детского сада создает угрозу жизни и здоровью находящихся в помещении граждан, способствует снижению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, может повлечь за собой трагические последствия в результате пожаров, что является нарушением прав граждан на жизнь и охрану здоровья, гарантированных Конституцией РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от "дата" N "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Как следует из акта проверки N от 14.05.2013г. Отделения надзорной деятельности "адрес" РД по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД в Муниципальном казённом дошкольном образовательном учреждении N " л" "адрес" выявлены следующие нарушения противопожарной безопасности:
1.Распорядительным документом не установлен соответствующий пожарной опасности противопожарный режим в том числе: не установлен порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня; порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы; не определен порядок и сроки прохождения противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму (ППБ 01-03 п. 57, ПТЭЭП) п.7.1.13).
2.Не ведется учет проверки наличия и состояния первичных средств пожаротушения в специальном журнале произвольной формы (ППБ 01-03 п.53).
3.Не проведена проверка сопротивления изоляции осветительной и силовой электросети и контуров заземления (ППБ 01-03 п. 13).
4.Двери эвакуационного выхода открываются не по направлению выхода частично.
5.Соединение, оконцевание и ответвление жил электрических проводов выполнены в скрутку, без опрессовки, сварки, пайки или специальных зажимов в помещениях детского сада (ППБ 01-03 п.90).
6.Не заключены в стеклянные плафоны закрытого исполнения, предусмотренные конструкцией, электросветильники в помещении спортзала (ППБ 01-03 п.84).
7.Допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередач по стене, через коробку дверного проёма, в помещении детского сада ПНР N от 25.04.2012г. п.21 (ППБ 01-03 п.36, СНиП 21-01-97* п.7.1, 7.13).
8.Во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера телефона вызова пожарной охраны (ППБ 01-03 п.55 ПНР N от 25.04.2012г. п.38).
9.Автоматическая пожарная сигнализация установлена в нарушении законодательства, т.е. установлена организацией не имеющей лицензии на проведения монтажных работ ФЗ-123 от 22.07.2008г. "Технический регламент".
10.Не производится очистка вентиляционных каналов от горючей пыли (ППБ 01-03 п.108 приложение 3).
11.Отсутствуют указатели путей эвакуации с коридоров и лестничных маршей к эвакуационным выходам (ППБ 01-03 п.42 ППР N от 25.04.2012г. п.25).
12. Возле блоков приемно-контрольных приборов (ПКП) от систем АПС и СО не вывешены инструкции по их эксплуатации, а также о порядке действия дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности систем, отсутствуют схемы распределения шлейфов ПС с указанием наименования защищаемых помещений, (ППБ 01-03 п.34,98 ППР N от 25.04.2012г. п.61).
13.Не установлены соответствующие указатели к пожарному водоему и по направлению движения к нему (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), с указанием цифр, указывающих расстояние до водоисточника, ст.20 ФЗ от 21.12.1994г. N "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93).
14.На трубопроводах подводящие газ к бытовым и промышленным приборам для его сжигания не оборудованы термочувствительные запорные устройства (клапаны) (п. 14 НПБ 88-2001).
15. Не обеспечены первичными средствами пожаротушения по норме положенности.
16.Эксплуатация систем АПС и СО в зданиях во всех этажах начаты без проведения комплексной наладки и апробирования, а также без оформления акта рабочей (приемочной) комиссии, назначенной приказом организации - заказчика, (п.п. 11.1-11.10 РД 78.145-93).
17.В пищеблоке имеется шланговое соединение для подачи газа к газовой печке (п.п. 11.1-11.10 РД 78.145-93).
18.На втором этаже на путях эвакуации допущена перепланировка здания, демонтированы вторые эвакуационные выходы, установлены шкафы и трубы для отопления со второго этажа здания ППБ 01-03 п.38 ППР N от 25.04.2012г. П.23Е.
19.Не обработаны огнезащитным составом деревянные конструкции чердачного помещения. (ППБ 01-03 п. 15,25).
20.У обслуживающего персонала не имеется электрические фонари на случай возникновения пожара ППБ 01-03 п.55 ППР N от 25.04.2012г. п.38.
21. Своевременно не очищена территория от сухой травы и горючих отходов ППБ 01-03 п.21.
22.На пищеблоке и помещение склада потолки обшиты сгораемым материалом "Пластиком" (ППБ 01-03 п.53).
23. В помещении склада стилажи установлены из горючих материалов (ППБ01-03. 53).
24.Допускается в помещении одновременное пребывание людей более 50 чел с одним эвакуационным выходом ППБ 01 -03 п.42 ППР N от 25.04.2012г. п.25.
25.Лестничные клетки не отделены от поэтажных коридоров и иных помещений дверьми с уплотнениями с притворами и доводчиками (п.6.18* СНиП 21-01-97*).
26.Установленная автоматическая сигнализация находится в неисправном состоянии. ППБ 01-03 п.34,98 ППР N от 25.04.2012г. п.61.
27.Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) и систем оповещения и управления эвакуацией людей (СОУЭ) в зданиях производится без утвержденной проектно-сметной документации (ст. 20 ФЗ от "дата" N "О пожарной безопасности"; п. 1.1 РД 78.145-93).
28.От систем АПС здания отсутствует источник резервного питания (п. 14 НПБ 88-2001).
29. Шлейфы пожарной сигнализации в зданиях детского сада выполнены проводами диаметром жил менее чем 0,5 мм, (п. 12.64 НПБ 88-2001).
30.Приемно-контрольные приборы от систем АПС и СО установленные в коридоре во всех этажах размещены на высоте менее чем 2,2 м., (РД 78.145-93).
31.Электрические щитки не обозначены соответствующими знаками "Опасно для жизни"(ППБ 01-03 п.57).
Электропроводка проложена по сгораемому основанию в ППБ01 -03п.57.
Вторые эвакуационные выходы закрыты наглухо на втором этаже и на первом этаже. (ППБ 01-03 п.51).
34.Во всех помещениях на полу расстелены ковры, и линолеум не закреплён к полу (ППБ 01-03 п.53).
35.На первом этаже в младшей группе устроена перепланировка, перегородка из сгораемых материалов (ППБ 01-03 п.53).
З6.На распределительных коробках нет защитных крышек (ППБ 01-03 п.57).
37.Не обеспечено запасом воды для целей наружного пожаротушения СНИП 2-04-02-84 п. 2.13 т 6.
38.Двери открываются не по направлению выхода (ППБ 01 -03 п.51).
Согласно Уставу МКДОУ учреждение является юридическим лицом, которое обязано соблюдать законодательство Российской Федерации и иные действующие нормативные акты. В этой связи, обязанность по устранению нарушений пожарной безопасности возлагается на МКДОУ.
В связи с тем, что учредителем данной МКДОУ является администрация МО " "адрес"" и финансовое обеспечение осуществляется через районный бюджет, администрация привлечена в качестве ответчика.
Право прокурора на обращение в суд для зашиты интересов неопределенного круга лиц закреплено в ст. 45 ГПК РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе глава администрации МО " "адрес"" Гаджиев А.А. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и вынести новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления прокурора района.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывается, что бюджет района дотационный, если депутаты районного собрания примут бюджет на 2014г., где будут предусмотрены средства на устранение нарушений пожарной безопасности в указанном дошкольном учреждении, то администрация района сможет исполнить решение суда. Полагает, что Правительство РД, должно выделить деньги на указанные цели, у администрации района своих источников дохода достаточных для исполнения решения суда нет, поскольку большинство школ района нуждаются в капитальном ремонте.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права, правильный анализ которых изложен в решении суда.
Из материалов дела следует, что согласно акту проверки N N, составленному инспектором отделения надзорной деятельности "адрес" РД по пожарному надзору УНД ГУ МЧС России по РД Пашаевым Н.М. от 27.05.2013г., в МКДОУ N " л" "адрес" имеют место нарушения правил пожарной безопасности, состоящие из 45 пунктов.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Ответчики не оспаривают допущенные нарушения требований пожарной безопасности.
МКДОУ Детский сад отвечает по своим обязательствам находящимися в ее распоряжении денежными средствами. При их недостаточности указанных средств субсидиарную ответственность по обязательствам детского сада несет собственник имущества закрепленного за Казенным учреждением на праве оперативного управления, в порядке, определяемом федеральным законодательством.
Финансовое обеспечение деятельности Казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета МО " "адрес"" РД и на основании бюджетной сметы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" от "дата" N 69-ФЗ пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
В соответствии со ст. 3 указанного закона система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности наряду с органами государственной власти, органами местного самоуправления, являются также организации и граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
В соответствии с п.2 ст.120 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает обоснованным вывод суда о том, что МКДОУ обязана устранить нарушения в области пожарной безопасности в здании детского сада в пределах доведенных МКДОУ лимитов бюджетных обязательств, а в случае недостаточности денежных средств у МКДОУ, собственник имущества МКДОУ - муниципальный район в лице администрации МО " "адрес"", являющийся исполнительно-распорядительным органом муниципального района в порядке субсидиарной ответственности должен профинансировать выполнение работ по их устранению.
Довод жалобы об отсутствии финансовых средств для устранения нарушений норм пожарной безопасности, не может быть принят во внимание, поскольку это обстоятельство не освобождает МКДОУ N " л" "адрес" и администрацию МО " "адрес"" от исполнения предусмотренных действующим законодательством обязанностей, и не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
Таким образом, решение суда основано на законе и фактических обстоятельствах дела, исследованных судом в установленном законом порядке и которым дана правильная оценка в их совокупности. Каких-либо существенных нарушений норм материального или процессуального права, которые могли бы повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карабудахкентского районного суда РД от 02 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу главы администрации МО " "адрес"" Гаджиева А.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.