Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Шихгереева Х.И.,
судей Ашурова А.И. и Магомедовой А.М.
при секретаре судебного заседания Каппарове Д.Р.
рассмотрела в судебном заседании от 19 ноября 2013 года по апелляционной жалобе администрации городского округа "город Бйнакск" на решение Буйнакского городского суда от 17 сентября 2013 года дело по иску прокурора г. Буйнакска о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов потребления на территории г. Буйнакска.
Заслушав доклад судьи Верховного суда РД Шихгереева Х.И., Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Буйнакска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации городского округа "город Буйеакск", которое допустила на территории муниципального образования несанкционированные свалки на территории г. Буйнакска, в частности, между улицами Советская и И. Газимагомеда в 150 метрах от АЗС "Евротек", на улице Темир-Таш возле развилки Буйнакск-Шамилькала в районе "Герей-Авлак и в 150 метрах от улицы Темир-Таш, просил обязать названный орган местного самоуправления ликвидировать эти свалки.
В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратура города совместно с Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользования проведена проверка санитарного состояния территории МО ГО "город Буйнакск", в ходе проверки установлены несанкционированных свалок на территории г. Буйнакска, в частности, между улицами Советская и И. Газимагомеда в 150 метрах от АЗС "Евротек" на площади 100х40 метров и высотой 2 метра, на улице Темир-Таш возле развилки Буйнакск-Шамилькала в районе "Герей-Авлак на площади 20х5 метров и высотой 1.5 метра и в 150 метрах от улицы Темир-Таш на площади 15х10 метров и высотой 0.5 метра, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления, однако, администрацией МО ГО "город Буйнакск" эти требования закона не выполняются, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Решением Буйнакского городского суда от 17 сентября 2013 года постановлено:
"Исковое заявление прокурора г. Буйнакска удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие главы администрации муниципального образования городской округ "город Буйнакск", выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкионированных свалок отходов потребления, находящихся: 1. Между улицами Советская и И. Газимагомеда в 150 метрах от АЗС "Евротек" размерами 100 метров на 40 метров и высотой 2 метра, 2. В районе "Герей-Авлак" возле развилки Буйнакск-Шамилькала по ул. Темир-Таш размерами 20 метров на 5 метров и высотой 1.5 метра, 3. В районе "Герей-Авлак возле развилки Буйнакск-Шаилькала в 150 метрах от ул. Темир-Таш размерами 15 метров на 10 метров и высотой 0.5 метра, и обязать главу администрации муниципального образования городской округ "город Буйнакск" ликвидировать указанные свалки путем очистки территории в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.".
В апелляционной жалобе администрации МО ГО "город Буйнакск" ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора по тем основаниям, что в ходе рассмотрения дела факт незаконного бездействия главы администрации МО ГО "город Буйнакск" не был установлен, судом были исследованы представленные суду муниципальные контракты, заключенные между МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Буйнакска" и ООО "Спец-Транс", согласно которым последнее обязуется оказывать услуги по санитарной очистке территории г. Буйнакска, эти контракты свидетельствуют о том, что администрация МО ГО "город Буйнакск" не бездействует, а выполняя свои обязанности, организовала заключение контрактов, имеющих целью обеспечение санитарной чистоты города, в данном случае имеет место факт недобросовестного выполнения ООО "Спец-Транс" своих обязанностей по контракту, рассматривая дело, суд не привлек к участию в деле МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Буйнакска" и ООО "Спец-Транс" и не дал оценку их деятельности.
Извещенные о времени и месте судебного заседания представители прокуратуры г. Буйнакска и администрации "город Буйнакск" в судебное заседание не явились, о причинах своей неявки в судебное заседание не сообщили и не просили отложить разбирательство дела на другой срок.
В связи с этим дело на основании положений статей 327 и 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей перечисленных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды, здоровья населения, среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
Согласно статьям 8 и 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктам 11 и 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 11 и 24 части 1 статьи 15 Закона Республики Дагестан "О местном самоуправлении в Республике Дагестан" организация сбора и вывоз бытовых отходов потребления и мусора, организация мероприятий по охране окружающей среды, организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований относятся к вопросам местного значения городского округа, ими определяется и порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), который должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Буйнакск совместно с Буйнакским межрайонным комитетом по экологии и природопользования была проведена проверка на предмет выполнения администрацией ГО "город Буйнакск" требований приведенных норм права.
Проведенной проверкой установлено, что на территории МО ГО "город Буйнакск" организованы три несанкционированные свалки, в частности, между улицами Советская и И. Газимагомеда в 150 метрах от АЗС "Евротек" на площади 100х40 метров и высотой 2 метра, на улице Темир-Таш возле развилки Буйнакск-Шамилькала в районе "Герей-Авлак на площади 20х5 метров и высотой 1.5 метра и в 150 метрах от улицы Темир-Таш на площади 15х10 метров и высотой 0.5 метра.
В ходе рассмотрения дела представитель администрации МО ГО "город Буйнакск" в судебном заседании отрицал наличие таких свалок, однако, судом с выездом на место установлен этот факт.
Далее в судебном заседании и в апелляционной жалобе администрация МО ГО "город Буйнакск" не отрицает наличие таких свалок.
Установлено также, что администрацией МО ГО "город Буйнакск" не принимаются меры к ликвидации этих свалок, т.е. ею не обеспечено выполнение вышеприведенных экологических и санитарно-эпидемиологических требований.
Таким образом, несанкционированные свалки отходов на территории муниципального образования администрацией МО ГО "город Буйнакск" допущены в нарушение требований действующего законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и ею надлежащим образом не обеспечена организация сбор и вывоз бытовых отходов.
Бездействием администрации МО ГО "город Буйнакск" в выполнении своих обязанностей в сфере законодательства об обороте отходов нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном образовании.
Вследствие невыполнения администрацией МО ГО " "адрес"" своей обязанности по организации сбора и организации отходов потребления и мусора и допуск несанкционированных свалок в границах муниципального образования нарушены гарантированные статьями 37, 41 и 42 Конституции Российской Федерации и защищаемое Федеральными законами "Об охране окружающей среды", "Об охране атмосферного воздуха", "Об отходах производства и потребления", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" права каждого на отдых, охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
С учетом приведенных обстоятельств оснований для отмены решения суда не имеется.
Не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что суд не привлек к участию в деле заинтересованных лиц, деятельность которых связана со сбором и вывозом отходов и мусора с территории муниципального образования.
Требование об оспаривании бездействия органа местного самоуправления является требованием, рассматриваемым в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, который не предусматривает привлечение к участию в деле других заинтересованных лиц, которые могут иметь отношение к рассматриваемому требованию.
Кроме того, в ходе оспаривания бездействия органа местного самоуправления суд не вправе затрагивать или входить в обсуждение вопросов исполнения контрактов, заключенных муниципальным образованием с другими лицами не исполнение работ или услуг для муниципальных нужд.
Отсутствие со стороны администрации МО ГО "город Буйнакск" реальных действий к привлечению к ответственности контрагентов по муниципальным контрактам за ненадлежащее исполнение обязательств и понуждению их к исполнению своих обязательств по этим контрактам также свидетельствует о бездействии администрации МО ГО "город Буйнакск".
Таким образом, при доказанности невыполнения администрацией МО ГО "город Буйнакск" своих обязанностей и полномочий, предусмотренных перечисленными выше нормативными актами, оснований считать, что она действовала и выполняла свои полномочия надлежащим образом, не имеется.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении апелляционной жалобе администрации ГО "город Буйнакск" следует отказать.
Руководствуясь статьями 328 и 329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буйнакского городского суда от 17 сентября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации ГО "город Буйнакск"- без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.