заместитель Председателя Верховного Суда Республики Калмыкия Басангов И.В., рассмотрев надзорную жалобу председателя Территориального объединения организаций профсоюзов Республики Калмыкия - "Федерация профсоюзов Калмыкии" Эренценова М.А. на постановление мирового судьи судебного участка N3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 17 июня 2013 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 09 сентября 2013 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального объединения организаций профсоюзов Республики Калмыкия - "Федерация профсоюзов Калмыкии",
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении, составленному 03 июня 2013 г. главным специалистом-экспертом отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия (далее по тексту - УНД ГУ МЧС России по РК, Территориальное объединение организаций профсоюзов Республики Калмыкия - "Федерация профсоюзов Калмыкии" (далее по тексту - ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии") не выполнило предусмотренные пунктами "а", "в" и "ж" статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" обязанности по защите работников организации от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера: не разработало план по защите работников организации от чрезвычайных ситуаций, не создало резерв материальных и финансовых ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не обеспечило прохождение руководителем обучения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 1996г. N 1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера": не разработало номенклатуру материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Постановлением мирового судьи судебного участка N3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 17 июня 2013 г. ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере *** руб.
Решением судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 09 сентября 2013 г. указанное постановление от 17 июня 2013 г. оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Калмыкия, председатель ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии" Эренценов М.А. просит об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, считая их незаконными. Указывает, что судом не установлена вина объединения в совершении вменяемого ему административного правонарушения. В обоснование данного довода ссылается на отсутствие нормативного правового акта, определяющего перечень и характер мер, которые должны приниматься организацией в области защиты ее работников от чрезвычайных ситуаций.
Изучение материалы дела об административном правонарушении и доводов надзорной жалобы свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Признавая ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии" виновным в совершении административного правонарушения, суды исходили из того, что его вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, бесспорно подтверждается собранными по делу доказательствами, в частности протоколом об административном правонарушении и актом проверки.
Однако с этими выводами судебных инстанций согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению, в частности наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Указанные требования закона по настоящему делу судами выполнены не были.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Субъектами данного административного правонарушения являются должностные и юридические лица.
Обязанности этих лиц по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусмотрены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003г. N794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации" и от 10 ноября 1996г. N1340 "О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Таким образом, уполномоченным государственным органом в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должны быть представлены доказательства нарушения должностным или юридическим лицом требований вышеприведенного закона и нормативных правовых актов, которыми установлены обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Эти же обстоятельства должны быть изложены судом в решении при признании лица виновным, поскольку в силу положений части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как видно из материалов дела, таких доказательств в нем не содержится.
В нарушение требований части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для установления вины ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии" в совершении вменяемого ему административного правонарушения суды не выясняли, имелась ли у данного лица возможность для соблюдения обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных действующим законодательством и были ли им приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и не учтено, что согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отмеченные нарушения требований процессуального закона повлекли и то, что доводы председателя ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии о невиновности данного юридического лица, оставлены судом без внимания и надлежащей оценки не получили.
В связи с изложенным постановление мирового судьи судебного участка N3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 17 июня 2013 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 09 сентября 2013 г., вынесенные в отношении ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Калмыкия жалобы председателя ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии" Эренценова М.А. срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, возможность направления данного дела на новое рассмотрение исключается.
При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ТООП РК - "Федерация профсоюзов Калмыкии" подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17, 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
надзорную жалобу председателя Территориального объединения организаций профсоюзов Республики Калмыкия - "Федерация профсоюзов Калмыкии" Эренценова М.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N3 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 17 июня 2013 г. и решение судьи Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 09 сентября 2013 г., вынесенные в отношении Территориального объединения организаций профсоюзов Республики Калмыкия - "Федерация профсоюзов Калмыкии" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Территориального объединения организаций профсоюзов Республики Калмыкия - "Федерация профсоюзов Калмыкии" прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Первый заместитель
Председателя Верховного Суда
Республики Калмыкия И.В. Басангов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.