СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белова Н.Е.,
судей Нагорновой О.Н. и Сироткиной Е.М.,
при секретаре Нечаевой Л.И.,
рассмотрев в судебном заседании 15 июля 2013 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования городского округа "Усинск" на решение Усинского городского суда Республики Коми от 15 мая 2013 года, которым
исковые требования Абрамова В.Г. к Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, и обязании поставить на учет его и членов его семьи, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, удовлетворены;
незаконным признан отказ Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" поставить Абрамова В.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях;
на Администрацию муниципального образования городского округа "Усинск" возложена обязанность поставить Абрамова В.Г., с учетом членов его семьи, на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Абрамов В.Г. обратился в суд с иском к Администрации МО ГО "Усинск" о признании незаконным отказа в его постановке, как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с учетом членов его семьи. В качестве основания отказа в постановлении Администрации МОГО "Усинск" N ... от "Дата обезличена" "Об отказе в учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий") отражено непредоставление документа о признании его малоимущим, с чем он не согласен, поскольку являлся участником ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС и нуждается в улучшении жилищных условий. Ранее правом на компенсации и льготы, установленные Законом Российской Федерации от 22 августа 2004 года N122-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не пользовался.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с иском, сославшись на то, что состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий имеют право малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, однако Абрамов В.Г. не представил соответствующих документов, свидетельствующих о том, что он является малоимущим.
Представитель соответчика - Министерства архитектуры, строительства и коммунального хозяйства Республики Коми в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с требованиями Абрамова В.Г. не согласился.
Судом принято указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация МОГО "Усинск" просит решение суда отменить, указывая на его незаконность и на нарушение судом норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения.
В соответствие с ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
В соответствие с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются, кроме малоимущих, иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и иным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимся в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным ФЗ, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.
Судом установлено, что ... Абрамов В.Г. в составе войсковой части ... участвовал в ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения (30 километровой зоне) с 05 мая 1986 года по 13 сентября 1986, что подтверждается архивной справкой Центрального архива внутренних войск МВД Российской Федерации N4/А/А-7044 от 16 ноября 2011 года.
26 апреля 2012 года Абрамову В.Г. выдано удостоверение участника ликвидаций катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году серии ...
Постановлением Администрации МОГО "Усинск" N 2347 от 26.12.2012 "Об отказе в учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий" истцу отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с не предоставлением документа о признании его малоимущим.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" N1244-1 от 15 мая 1991 года, в соответствии с которыми предусмотрены меры социальной поддержки участникам ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
В силу п. 3 ст. 13 указанного Закона, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона одной из мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" установлено, что формой финансовой поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом (ст. 1).
Этим же Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы".
В соответствии с п.п. "е" п. 5 указанных Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15. 16, 17 и 22 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно п.п. "а" п. 17 данных Правил применительно к условиям подпрограммы, членами семьи гражданина - участника подпрограммы, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с данным гражданином, если они признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
В силу п.п. "в" п. 18 этих же Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в п.п. "е" п. 5 настоящих Правил, выдачу жилищных сертификатов осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (имеющих право на получение социальной выплаты).
Согласно вышеуказанным нормам необходимым условием для получения государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы, является признание лица в установленном порядке нуждающимся в жилом помещении.
Из материалов дела следует, что семья Абрамова В.Г. состоит из 4 человек: Абрамов В.Г., Абрамова Е.Е. - супруга, дети - Абрамов И.В., ... года рождения, Абрамова Е.В., ... года рождения. Все члены семьи Абрамова В.Г., включая его самого, зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: "Адрес обезличен", принадлежащем на праве общей долевой собственности Абрамовой Е.Е. и Абрамовой Е.В. Общая площадь указанного жилого помещения составляет ... кв.м. (л.д.6,7,8), что значительно меньше учетной нормы установленной органами местного самоуправления.
Согласно решению Совета МО "Город Усинск" от 02.06.2005 N 142 "Об установлении размера учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения для определения уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 12 квадратных метров.
На основании изложенного, и, принимая во внимание, что жилые помещения по договору социального найма могут предоставляться гражданам, не признанным малоимущими, при наличии специального правового регулирования, устанавливающее право гражданина на получение жилья из государственного жилищного фонда, судебная коллегия признает вывод суд первой инстанции о том, что отсутствие решения органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими не может являться основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, верным.
Довод в жалобе о том, что, что постановка на учет заявителя, как участника ликвидаций катастрофы на Чернобыльской АЭС, и последующее обеспечение жилым помещением, не является расходным обязательством органов местного самоуправления и его полномочиями не охватывается, не может служить основанием для отмены решения суда.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления, поэтому обязанность по постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий должна быть возложена на ответчика - Администрацию муниципального образования городского округа "Усинск".
Доводы апелляционной жалобы ответчика не могут быть признаны состоятельными и влекущими отмену правильного решения суда, поскольку они основаны на ошибочном толковании закона.
Выводы суда являются правильными, они соответствуют материалам дела и требованиям закона. Возникшие между сторонами правоотношения судом определены верно, применен надлежащий материально-правовой закон.
Решение является законным и обоснованным. Основания для его отмены по доводам апелляционной отсутствуют.
Руководствуясь 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усинского городского суда Республики Коми от 15 мая 2013 года оставить без изменения, жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" - без удовлетворения.
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.