СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Сироткиной Е.М. и Слободянюк Т.А.,
при секретаре Нечаевой Л.И.
рассмотрела в судебном заседании 01 августа 2013 года дело по апелляционным жалобам истца Синиченко А.В. и Министерства внутренних дел по Республике Коми на решение Интинского городского суда Республики Коми от 31 мая 2013 года, по которому
на Министерство внутренних дел Республики Коми возложена обязанность зачесть Синиченко А.В. при назначении пенсии в выслугу лет периоды участия в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона РФ с 01 мая по 08 мая 2001 года в количестве 8 дней; с 01 июля 2001 года по 05 июля 2001 года в количестве 5 дней в льготном исчислении - один день службы за три дня;
в иске Синиченко А.В. к МВД Республики Коми о зачете в выслугу лет в льготном исчислении периодов прохождения военной службы: один день службы за три дня с 01 мая 2000 года по 31 июня 2000 года, с 01 июля 2000 года по 31 июля 2000 года, с 01 августа 2000 года по 31 августа 2000 года, с 01 сентября 2000 года по 30 сентября 2000 года, с 01 октября 2000 года по 20 октября 2000 года, с 01 ноября 2000 года по 25 ноября 2000 года; в льготном исчислении периодов прохождения военной службы один день за полтора дня в следующий с 23 марта 2000 года по 30 апреля 2000 года; с 21 октября 2000 года по 31 октября 2000 года, с 26 ноября 2000 года по 30 апреля 2001 года, с 09 мая 2001 года по 30 июня 2001 года; с 06 июля 2001 года по 18 августа 2001 года, отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., пояснения представителя МВД по Республике Коми Тороповой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец обратился в суд с иском к МВД по РК о возложении обязанности зачесть периоды прохождения военной службы по призыву с 07 октября 1999 года по 19 сентября 2001 года в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, указывая, что 26 марта 2013 года обратился с рапортом к Министру внутренних дел по РК о включении периода прохождения военной службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N4468-1 и постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N941, но получил отказ, с которым не согласен. Поскольку в период времени с 23 марта 2000 года по 17 августа 2001 года находился в составе группировки сил по борьбе с терроризмом на территории Чеченской республики, в течение 211 дней фактически участвовал в боевых действиях, истец просил зачесть в выслугу лет как один день службы за три дня периоды с 01 мая 2000 года по 31 июня 2000 года, с 01 июля 2000 года по 31 июля 2000 года, с 01 августа 2000 года по 31 августа 2000 года, с 4 с 01 сентября 2000 года по 30 сентября 2000 года, с 01 октября 2000 года по 20 октября 2000 года, с 01 ноября 2000 года по 25 ноября 2000 года, с 01 мая 2001 года по 08 мая 2001 года; с 01 июля 2001 года по 05 июля 2001 года. Также просил зачесть в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении один день за полтора дня следующий период времени (в соответствии с п. "ж" ч 3 постановления Правительства РФ N 941): с 23 марта 2000 года по 30 апреля 2000 года; 21 октября 2000 года по 31 октября 2000 года, с 26 ноября 2000 года по 30 апреля 2001 года, с 09 мая 2001 года по 30 июня 2001 года; с 06 июля 2001 года по 18 августа 2001 года.
В судебном заседании Синиченко А.В. на требованиях настаивал.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя ответчика.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
МВД по РК в апелляционной жалобе указывает на несогласие с решением суда, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права, а кроме того, полагают, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
О дне, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы стороны извещены, в судебное заседание стороны не явились. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, извещенных надлежащим образом, поскольку в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не является препятствием к рассмотрению дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав представителя ответчика, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Статья 3 Федерального закона от 25.07.1998 N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" определяет понятие контртеррористической операции, как специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зоной проведения контртеррористической операции являются отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружения, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.
Согласно п. 3 ст. 12 указанного Федерального закона руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств.
Статьей 19 данного Федерального закона было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 этого Закона (часть 2 статьи 18 Закона).
Статья 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 не содержит указания на распространение действия данного Закона на военнослужащих, проходившие военную службу по призыву.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, которым предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении (пункт 5).
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях и к которым, по согласно положениям части 2 статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1, возможно отнесение периода выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, фактического участия в контртеррористических операциях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 N 651 "О внесении изменения в Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941" установлен следующий порядок исчисления выслуги лет: один день службы за три дня засчитывается за время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 года или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 года.
Судом установлено, что истец Синиченко А.В. с 05 мая 2003 года является сотрудником ОМВД России по ...
В период с 23 марта 2000 года по 19 сентября 2001 года проходил военную службу по призыву, с 01 мая 2000 года по 18 августа 2001 года в составе объединенной группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ, Чеченской Республики. Является ветераном боевых действий.
Согласно приказам командира войсковой части 02511 N186 от 23.03.2000; N224 от 30.04.2000; командира войсковой части 44822 N52 от 01.07.2000; N115 от 02.08.2000; N178 от 12.10.2000; N228 от 12.10.2000; N256 от 07.11.2000; N288 от 15.12.2000; N 360 от 30.05.2001; N 501 от 2001, утвержденных командующим объединенной группировкой войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона РФ, истец принимал участие в боевых действиях в период с 01 мая 2000 года по 31 июня 2000 года, с 01 июля 2000 года по 31 июля 2000 года, с 01 августа 2000 года по 31 августа 2000 года, с 4 с 01 сентября 2000 года по 30 сентября 2000 года, с 01 октября 2000 года по 20 октября 2000 года, с 01 ноября 2000 года по 25 ноября 2000 года, а в период с 01 мая 2001 года по 08 мая 2001 года; с 01 июля 2001 года по 05 июля 2001 года принимал участие в проведении контртеррористической операции на территории СКР.
26.03.2013 истец направил рапорт Министру МВД по РК о зачете ему в выслугу лет вышеуказанных периодов прохождения военной службы по призыву. Согласно ответу МВД по РК от 14.04.2013, со ссылкой на пункт 5 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.93, Синиченко А.В. в удовлетворении его требований отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено допустимых доказательств, подтверждающих его непрерывное участие в проведении контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в спорный период времени, за исключением период с 01 мая 2001 года по 08 мая 2001 года; с 01 июля 2001 года по 05 июля 2001 года.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку суд правильно распределил бремя доказывания между сторонами, выполнив ст. 56 ГПК РФ, и пришел к обоснованному выводу об отсутствии доказательств непосредственного участия истца в проведении КТО.
При этом выводы суда основаны на оценке доказательств, произведенной судом по своему внутреннему убеждению, при всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае.
Требования истца о зачете периода участия в КТО с 01 мая 2001 года по 08 мая 2001 года; с 01 июля 2001 года по 05 июля 2001 года удовлетворены обоснованно, поскольку подтверждены надлежащими доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы МВД по РК о том, что Министерство не является надлежащим ответчиком, не могут быть признаны правильными.
Статьей 11 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено, что пенсионное обеспечение лиц, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Порядок расчета выслуги лет сотрудника установлен Инструкцией по организации работы по пенсионному обеспечению в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 27.05 2005 N418.
В соответствии с п. 8 названной Инструкции кадровыми подразделениями по последнему месту военной службы (службы) военнослужащего, сотрудника проверяются данные о прохождении военной службы (службы), уточняются и подтверждаются периоды военной службы (службы), подлежащие зачету на льготных условиях (при необходимости запрашиваются архивы), после чего составляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и объявляется лицу, оформляемому на пенсию, под роспись. Каждый пункт расчета выслуги лет должен содержать ссылку на соответствующую норму нормативного правового акта. Расчет выслуги лет может быть согласован за три месяца, предшествующие увольнению. При этом кадровым подразделением лицу, оформляемому на пенсию, разъясняются вопросы, связанные с пенсионным обеспечением.
Поскольку Центр финансового обеспечения МВД по Республике Коми является структурным подразделением МВД по Республике Коми, к задачам которого относится, в том числе и осуществление пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел и членов их семей, суд первой инстанции правомерно возложил обязанность по включению в выслугу лет истца спорного периода службы для назначения пенсии в льготном исчислении именно на МВД по РК.
Доводы апелляционных жалоб аналогичны доводам, которые выдвигались сторонами при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Мотивы необоснованности этих доводов приведены в решении суда, а также изложены в настоящем определении.
Оснований для отмены правильного решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Интинского городского суда Республики Коми от 31 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Синиченко А.В. и Министерства внутренних дел по Республике Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.