СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Костенко Е.Л.,
при секретаре Поповой О.К.,
с участием прокурора Коровенко А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Борисова В.Г. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 августа 2013 года, по которому
обязана администрация муниципального образования городского округа "Сыктывкар" ликвидировать разлив мазута, демонтировать и утилизировать два вертикальных наземных металлических резервуара, предназначенных для хранения мазута, с остатками хранящегося в них мазута, провести рекультивацию земельного участка, на котором произошел разлив мазута - на территории в непосредственной близости от жилых домов "Адрес обезличен", в ... метрах от дома "Адрес обезличен".
Заслушав доклад судьи Костенко Е.Л., объяснения представителя МО ГО "Сыктывкар" Вахнина П.С., заключение прокурора Коровенко А.В. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" о возложении обязанности ликвидировать разлив мазута на территории, находящейся в непосредственной близости от жилых домов "Адрес обезличен", в ... метрах от действующего предприятия ... по адресу: "Адрес обезличен", демонтировать и утилизировать два вертикальных наземных металлических резервуара, предназначенных для хранения мазута, с остатками хранящегося в нем мазута, рекультивировать земельный участок на котором произошел разлив мазута.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, так как проверка проведена в отсутствие законных оснований, исковые требования администрацией фактически исполнены до даты обращения прокурора в суд.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации МО ГО "Сыктывкар" просит решение отменить, производство по делу прекратить, поскольку на момент рассмотрения дела судом отсутствовал предмет спора, работы о понуждении которых просит прокурор фактически выполняются в добровольном порядке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по результатам проверки Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды совместно с Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой и Управлением Роспотребнадзора по Республике Коми выявлено, что в непосредственной близости от жилых домов "Адрес обезличен" в ... метрах от д. "Адрес обезличен" имеются два наземных вертикальных, металлических резервуара для временного хранения мазута. В понижении рельефа местности установлено наличие четырех участков разлива мазута из резервуаров. Резервуары имеют деформации (распилены стены). Резервуар на ... куб. метров демонтирован до уровня поверхности остатка мазута, у двух резервуаров на ... куб.м. в нижней части вскрыты технологические отверстия, через которые вытекает мазут. Количество оставшегося в резервуарах обводненного мазута на момент вывода из эксплуатации опасного производственного объекта - около ... тонн.
Изложенные обстоятельства также подтверждаются актом осмотра от "Дата обезличена"., составленным комиссией, созданной из числа специалистов отдела строительства, муниципального контроля и охраны окружающей среды АМО ГО "Сыктывкар", УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар", ...
Собственник металлических резервуаров, предназначенных для хранения мазута, не установлен.
Из акта руководителя Сыктывкарского городского комитета по охране окружающей среды от "Дата обезличена". следует, что разлив тяжелых нефтепродуктов на территории поселения в количестве ... тонн и более будет являться чрезвычайной ситуацией локального значения.
На основании ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п.24 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В силу ст.21 Федерального закона от 30.03.1999г. N52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Как следует из содержания статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные прокурором требования, правильно применив нормы материального права, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств дела, подтверждающих неисполнение администрацией МО ГО "Сыктывкара" отнесенных к ее компетенции вопросов об утилизации и переработке промышленных отходов и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, охране окружающей среды, которое может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду.
При этом, установив, что по информации ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Коми сведения о земельном участке, на котором расположены резервуары с мазутом, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, а в силу ст.10 ФЗ от 25.10.2001г. N137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, суд обоснованно возложил на ответчика обязанность по рекультивации земельного участка, которая установлена ст.13 Земельного кодекса РФ.
Судебная коллегия считает выводы суда правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и требованиях закона.
Установив, что спорный участок расположен в пределах муниципального образования, участок не передан иным лицам ни в собственность, ни по договору аренды, суд в соответствии с требованиями закона возложил обязанность по ликвидации разлива мазута и рекультивации земельного участка на администрацию МО ГО "Сыктывкар".
Доводы апелляционной жалобы представителя АМО ГО "Сыктывкар" об отсутствии предмета спора не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Представленные доказательства свидетельствуют о признании ответчиком заявленных требований и начальном этапе их удовлетворения, но не о полном исполнении требований в досудебном порядке. При этом в силу ст.39, 173, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании иска ответчиком, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований, а не о прекращении производства по делу.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит выводы суда основанными на правильном применении норм материального права, решение отвечает требованиям законности и обоснованности и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 28 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя администрации МО ГО "Сыктывкар" Борисова В.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.