Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 24 октября 2013 г.
(Извлечение)
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Харманюк Н.В.,
судей Пристром И.Г.,Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе Невяркеевича В.А. на решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 04 сентября 2013 года, по которому
в удовлетворении исковых требований Невяркеевича В.А. к администрации муниципального района "Усть-Куломский" о признании отказа о включении в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях незаконным; обязательстве включения в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда; обязательстве предоставления благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее 33 квадратных метров на территории "Адрес обезличен" отказано в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., объяснения Невяркеевича В.А., его представителя Попова В.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Невяркеевич В.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального района "Усть-Куломский" о признании отказа во включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, незаконным; обязании включить его в список лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований указал, что "Дата обезличена" умерла его мать ФИО12, отец в свидетельстве о рождении не указан. Несмотря на то, что он являлся лицом, оставшимся без попечения родителей, органы опеки и попечительства не предприняли мер по защите его прав и интересов, не поставили на соответствующий учет, не избрали форму устройства. По достижении совершеннолетия он был призван на срочную военную службу. После окончания срочной службы оставался служить по контракту. Впоследствии некоторое время жил в "Адрес обезличен" и в 2010 году вернулся в "Адрес обезличен". В жилом помещении, в котором он ранее проживал с матерью, проживает её бывший сожитель, поэтому он вынужден с семьей проживать у своих родственников. В апреле 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чтобы иметь право на внеочередное обеспечение жильем. Однако в удовлетворении заявления ему было отказано по причине того, что он обратился с заявлением после достижения им 23 лет.
В судебном заседании Невяркеевич В.А. заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в иске, поддержал, дополнив их требованием об обязании ответчика предоставить ему благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение (жилой дом, квартиру) по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарно-техническим требованиям, размером общей площади не менее 33 квадратных метров на территории "Адрес обезличен".
Представитель администрации МР "Усть-Куломский" Епова И.Л., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, указав, что на дату обращения с заявлением истец не являлся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ранее о своем праве на внеочередное получение жилья, как лицо из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не заявлял, на учете не состоял.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Невяркеевич В.А. просит отменить решение суда, как принятое при неправильном применении норм материального права, и постановить по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Указывает, что в связи с невыполнением органами опеки и попечительства обязанностей, предусмотренных ст.ст. 121, 122 Семейного кодекса РФ, он не располагал информацией об имеющихся у него правах, в связи с чем, не мог их реализовать. В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на включение его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не утратил.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Невяркеевича В.А., его представителя Попова В.Л., судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В произведенной в органах ЗАГС актовой записи о рождении истца Невяркеевич В.А. "Дата обезличена" г.р., его родителями указаны: в качестве матери Неврякеевич Нина Тадеушевна и в качестве отца со слов последней Неяркеевич Анатолий Николаевич. Согласно свидетельству о смерти I-EA N 598755 "Дата обезличена", до достижения истцом возраста 18 лет, ФИО14 умерла.
По информации отдела опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по Усть-Куломскому району от 08.08.2013 N 1641 после смерти ФИО14 над несовершеннолетним Невяркеевичем В.А. опека не устанавливалась, в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не направлялся.
Органом опеки и попечительства меры, предусмотренные статьей 121, 122 семейного кодекса Российской Федерации, статьей 6 и 9 закона Республики Коми от 25.12.1998 "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми" в отношении несовершеннолетнего Невяркеевича В.А. не предпринимались.
Согласно данным военного билета серии АС 0860832 в период с 17.12.2005 по 17.06.2006 Невяркеевич В.А. проходил срочную военную службу, а с 17.06.2006 по 17.12.2008 служил по контракту. По окончании службы до декабря 2010 года истец проживал в городе Сыктывкаре, в 2010 году приехал на постоянное место жительства в "Адрес обезличен"
Из объяснений истца следует, что в настоящее время он проживает с семьей в квартире "Номер обезличен" дома "Номер обезличен" по "Адрес обезличен", принадлежащей родственникам, поскольку в квартире "Номер обезличен" указанного дома, где он имеет регистрацию, проживать невозможно, в квартире требуется ремонт, площадь с учетом семьи маленькая.
Согласно сведениям, представленным ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", техническая инвентаризация указанных жилых помещений не проводилась, квартиры собственников (балансодержателей) не имеют.
06.04.2012 Невяркеевич В.А. обратился в администрацию муниципального района "Усть-Куломский" с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
По результатам его рассмотрения постановлением администрации муниципального района "Усть-Куломский" от 11.04.2012 N 495 истцу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма, отказано.
16.04.2013 Невяркеевич В.А. повторно обратился в администрацию муниципального района "Усть-Куломский" с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору социального найма.
Постановлением администрации муниципального района Усть-Куломский" от 24.05.2013 N 649 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договору найма специализированных жилых помещений в связи с достижением возраста, не подтверждающим право на включение в список, истцу вновь было отказано.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что не имеется обстоятельств, позволяющих в силу закона сохранить за истцом право на обеспечение жилым помещением как лица. Оставшегося без попечения родителей, поскольку до достижения им возраста 23 лет, в том числе и после увольнения с воинской службы 17.12.2008, в муниципальные и государственные органы по вопросу нуждаемости в жилом помещении он не обращался. При этом отсутствие у него закрепленного жилого помещения с момента смерти матери и до его совершеннолетия не может рассматриваться как обстоятельство необеспеченности жилым помещением, поскольку до настоящего времени права пользования жилым помещением по месту регистрации истец не лишался, жилое помещение непригодным для проживания не признавалось, а отсутствие собственника не препятствует его использованию по назначению, так как жилое помещение входит в общий жилищный фонд поселения и имеет фактический адрес.
Выводы суда являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, сделаны при правильном применении судом норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, в редакции, действовавший до 01.01.2013, предусматривал предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Как следует из преамбулы указанного Федерального закона и статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Таким образом, в силу указанных норм закона гарантируемая социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью, должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, и лицами из их числа вышеуказанного возраста. Социальная поддержка данным лицам будет реализована только после предоставления жилого помещения.
22.11.2010 в Республике Коми был принят Закон N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма", который установил, что жилыми помещениями обеспечиваются как граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения, так и граждане, имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
В соответствии со ст. ст. 2, 3 указанного выше Закона Республики Коми N 139-РЗ от 22.11.2010 обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма по окончании пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В случае, если на дату окончания пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, либо на дату окончания службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, гражданин достиг возраста 23 лет, право на обращение по вопросу обеспечения жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом сохраняется в течение двух месяцев со дня наступления указанных обстоятельств. Жилые помещения предоставляются гражданам, включенным в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и нормы Жилищного кодекса РФ.
Согласно изменениям, внесенным в Жилищный кодекс РФ и действующим с 01.01.2013 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (статья 92).
Предоставление жилых помещений указанной категории граждан по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в редакции, действующей с 01.01.2013 и ст.ст.1, 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещений по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
Жилые помещения предоставляются указанным выше лицам, включенным в соответствующие списки граждан, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По письменным запросам указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться гражданам на территории иных муниципальных образований в Республике Коми в случаях и порядке, определенных Правительством Республики Коми.
При этом в статье 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определено, что лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта нуждаемости в жилом помещении в связи с невозможностью проживания в нем и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения.
Учитывая приведенные нормы законодательства, а также установленные по ФИО6 обстоятельства, из которых следует, что факт невозможности проживания Невяркеевича В.А. в жилом помещении по месту его регистрации в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ необходимыми доказательствами подтвержден не был, с заявлением о включении в соответствующий список истец впервые обратился уже после достижения им 23 лет, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований у суда не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" он не утратил право на включение его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем основанием к отмене решения суда явиться не могут. Отсутствие у истца жилого помещения, отвечающего установленным требованиям, не исключает защиты нарушенных, по его мнению, прав, иным способом, предусмотренным законом,
Учитывая изложенное, решение суда является законным и обоснованным, каких-либо нарушений норм материального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, судом не допущено, оснований для отмены решения суда как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усть-Куломского районного суда Республики Коми от 04 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Невяркеевича В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.