СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Семенчиной Л.А.,
судей Захваткина И.В., Орловой И.А.,
при секретаре Забоевой Н.Ю.,
рассмотрела в судебном заседании 14 ноября 2013 г. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства внутренних дел по Республике Коми
на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2013 г., которым
Признано незаконным решение аттестационной комиссии МВД по РК от "Дата обезличена" в части отказа Зезегову А.В. в даче согласия на замещение должности ... в филиале ОАО ... , выраженное в письме МВД по РК от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Министерство внутренних дел по Республике Коми обязано устранить допущенное нарушение путем направления в ... письменного документа, выражающего согласие на замещение Зезеговым А.В. должности ... по трудовому договору от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Заслушав доклад судьи Семенчиной Л.А., объяснения представителя МВД по Республике Коми Плебан О.Н., представителя Зезегова А.В. Кузнецовой О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зезегов А.В. обратился в суд с заявлением к МВД по Республике Коми о признании незаконным отказа в получении согласия аттестационной комиссии МВД по Республике Коми, выраженной в письме МВД по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" на замещение должности ... в филиале ОАО " ... ", незаконным, возложении обязанности устранить допущенное нарушение его прав и свобод, путем направления в филиал ОАО " ... " согласия о возможности занятия заявителем должности ... в филиале ОАО " ... " по трудовому договору от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Представитель МВД по Республике Коми заявление обоснованным не признал. Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства внутренних дел по Республике Коми просит отменить решение суда, полагая его незаконным и необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права.
Дело рассматривается в соответствии со ст.ст.167 и 327 ГПК РФ в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства и не сообщившего об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела Зезегов А.В. до "Дата обезличена" проходил службу в Министерстве внутренних дел по Республике Коми в должности ... В соответствии с трудовым договором с "Дата обезличена" Зезегов А.В. принят на работу в филиал ОАО " ... " на должность ... на неопределенный срок.
"Дата обезличена" директор общества Н. направил на имя Министра внутренних дел по РК сообщение о приёме Зезегова А.В. на работу с перечислением функций, выполняемых работником при выполнении служебных обязанностей. "Дата обезличена" Зезегов А.В. направил в аттестационную комиссию МВД по РК заявление с просьбой о рассмотрении его обращения о заключении трудового договора и даче согласия на замещение указанной должности.
На заседании аттестационной комиссии МВД по РК "Дата обезличена" принято решение об отказе в даче согласия на заключение трудового договора.
Директору филиала ОАО " ... " был направлен ответ, из которого следовало, что решением аттестационной комиссии Зезегову А.В. отказано в замещении вышеуказанной должности в связи с наличием в служебных обязанностях по замещаемой им ранее должности ... полномочий в принятии обязательных для исполнения решений, в том числе в отношении ОАО " ... ".
"Дата обезличена" Зезегову А.В. также было направлено сообщение о невозможности замещения указанной должности в связи с наличием в служебных обязанностях по замещаемой ранее должности ... полномочий в принятии обязательных для исполнения решений в отношении ОАО филиала " ... ".
Согласно части 1 ст. 12 ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
При рассмотрении дела установлено, что занимаемая Зезеговым А.В. должность государственного служащего предусмотрена Перечнем должностей в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск и федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (пункт 2), утвержденном Приказом МВД РФ от 31 августа 2009 года.
Признавая, что решение аттестационной комиссии МВД по РК, основано на неверном толковании норм законодательства, нарушает право Зезегова А.В. на труд, суд первой инстанции исходил из того, что Зезегов А.В. до заключения трудового договора занимался правоохранительной деятельностью и не осуществлял функции государственного управления ОАО " ... ".
Определение правоохранительной деятельности, использованное судом при разрешении возникшего спора, приведенное в Федеральном законе от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", не могло быть использовано в силу требования статьи 19, согласно которой определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе. До настоящего времени такой федеральный закон не принят.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона "О полиции" полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности. Согласно ст. 2 Федерального закона предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам относятся к основным направлениям деятельности полиции.
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона "О полиции" на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Зезегов А.В. являлся сотрудником территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 года N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Основными задачами территориального органа в соответствии с Типовым положением о территориальном органе МВД РФ по субъекту Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 1 марта 2011 года N 249, является обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее также - граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта Российской Федерации.
Территориальный орган в целях реализации своих полномочий имеет право: запрашивать и получать от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, органов государственной власти субъекта Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений.
Являясь ... , Зезегов А.В. занимался ... по направлениям защиты личности, общества и государства от противоправных посягательств в сфере экономики. Был наделен правом личного участия в ... раскрытии преступлений.
Признавая, что действия сотрудников правоохранительных органов, по смыслу закона "О полиции" обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, совершаемыми в связи с реализацией стоящих передними задач, не являются актами управления организацией суд первой инстанции исходил из того, что при этом не происходило сознательное целенаправленное воздействие со стороны истца на экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты.
Вместе с тем государственное управление, предполагающее не только осуществление функций управления государственными органами власти, состоит в обеспечение соблюдения законов, что является основной функцией государственной органа исполнительной власти в области внутренних дел, в том числе через его территориальные органы.
Признание судом того, что действия сотрудников правоохранительных органов, по смыслу закона "О полиции" обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, совершаемыми в связи с реализацией стоящих передними задач, но они не являются актами управления организацией по смыслу Федерального закона "О противодействии коррупции" не соответствует положениям данного закона.
В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" под функциями государственного, муниципального (административного) управления организацией понимаются полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений. Таким образом вопросы, по которым федеральный служащий в пределах своих полномочий правомочен принимать обязательные для исполнения решения, законом не ограничены.
Выводы суда о том, что никаких обязательных для исполнения действий государственного управления в отношении ОАО " ... " Зезегов А.А. не совершал, и в его должностных обязанностях основания для принятия таких решений закреплены не были, опровергаются материалами дела.
При рассмотрении дела МВД по РК представлены доказательства, подтверждающие выполнение указанных функций в отношении ОАО " ... " при рассмотрении заявлений о совершении организацией преступлений ... При этом Зезегов А.В. в связи с проведением проверочных материалов по обращениям о совершении обществом преступлений запрашивал необходимые документы и сведения, выносил постановления о возбуждении перед прокурором ходатайства об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и утверждал постановления об отказе в возбуждении уголовного дела.
Ссылки суда на то, что утверждая постановления об отказе в возбуждении уголовного дела либо возвращая дело на дополнительную проверку, Зезегов А.В. осуществлял управление подчиненными ему сотрудниками, не являются достаточными для вывода о не совершении Зезеговым А.В. функций государственного управления в отношении сторонней организации, поскольку применение ст. 12 Федерального закона "О противодействии коррупции" не предполагает установление выполнения должностных обязанностей государственного служащего только в отношении будущего работодателя.
Утверждение о том, что указанные документы не являются обязательными для исполнения организацией, в отношении которой производились проверки, не соответствует требованиям УПК РФ и Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", соответствии с требованиями ст. 15 которого законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены.
Зезегов А.В. в период замещения должности государственного служащего в пределах своих полномочий участвовал в проверке законности деятельности ОАО " ... ", по результатам которых выносились постановления, утверждая их заявитель принимал обязательные для исполнения решения, поскольку данные постановления отражали результаты оценки действий общества ...
Суд первой инстанции признал, что аттестационная комиссия вышла за пределы оценки предусмотренных законом оснований для ограничения на замещение Зезеговым А.В. должности в акционерном обществе, предположив о возможном косвенном влиянии на процессуальные решения в отношении филиала ОАО " ... " Коми в дальнейшем.
Вместе с тем ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции" определены основные принципы противодействия коррупции, в том числе основным принципом является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Установленные антикоррупционным законодательством ограничения для трудоустройства государственных служащих, осуществлявших функции государственного управления, направлены на предупреждение незаконного использования бывшим государственным служащим имевшегося должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в том числе для третьих лиц.
В силу требований ст. 12 Федерального закона право решить вопрос о возможности занятия в данном случае должности в акционерном обществе в связи с необходимостью противодействия коррупции предоставлено аттестационной комиссии, которая, как следует из протокола от "Дата обезличена", оценивала характер выполняемых Зезеговым А.В. обязанностей и занимаемой им в настоящее время должности.
При этом оснований считать, что решение комиссии об отказе в даче согласия на замещение должности, должно быть основано на реальных фактах использования бывшим государственным служащим своего служебного положения в нарушение требований антикоррупционного законодательства не имеется.
Приведенные заявителем доводы о нарушении права на труд не могут быть приняты во внимание. Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 25.02.2013 N 334-О Федеральный закон "О противодействии коррупции" устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (преамбула).
Реализуя указанные в названном Федеральном законе основные принципы противодействия коррупции - законность; публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер (пункты 2, 3 и 5 статьи 3), - федеральный законодатель установил ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора (статья 12).
Установление данной обязанности направлено на повышение эффективности противодействия коррупции и основывается на принципах приоритетного применения мер по предупреждению коррупции и комплексного использования политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер для борьбы с этим явлением (пункты 5 и 6 статьи 3). Тем самым данная норма ориентирована на обеспечение безопасности государства, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права граждан.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 22 августа 2013 г. отменить и вынести новое решение, которым отказать Зезегову А.В. в удовлетворении заявления к МВД по Республике Коми о признании незаконным отказа в получении согласия аттестационной комиссии МВД по Республике Коми, выраженной в письме МВД по Республике Коми от "Дата обезличена" "Номер обезличен" на замещение должности ... в филиале ОАО " ... ", незаконным и возложении обязанности устранить допущенное нарушение его прав и свобод, путем направления в филиал ОАО " ... " согласия о возможности занятия заявителем должности ... в филиале ОАО " ... " по трудовому договору от "Дата обезличена" "Номер обезличен".
Председательствующий-
Судьи-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.