СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Юдина А.В.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 18 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Кругловой О.А., Нитченко А.А., Чичеровой Е.С., Патова Д.С. - Мезака Э.А. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 сентября 2013 года, которым
в удовлетворении требований Кругловой О.А., Нитченко А.А., Чичеровой Е.С., Патова Д.С. о признании незаконными действия Администрации МО ГО "Сыктывкар", нарушающие статьи 9, 10 и 11 Европейской Конвенции по правам человека, в части отказа согласовать проведение митинга религиозного содержания 03.09.2013 года на площадке в Дырносе и 05.09.2013 года на площадке в Верхнем Чове, о предложении переноса митинга религиозного содержания 03.09.2013 года и 05.09.2013 года с площадки в Дырносе и с площадки в Верхнем Чове соответственно в Мичуринский парк г. Сыктывкара, на площадку Берендеевского парка Эжвинского района г. Сыктывкара, на площадку рядом с футбольным полем по улице Лесной в пригородном поселке Верхняя Максаковка, на площадку перед домом культуры "Волна" в пригородном поселке Краснозатонский, об обязании Администрации МО ГО "Сыктывкар" согласовать Кругловой О.А., Нитченко А.А. и Чичеровой Е.С. проведение митинга религиозного содержания 03.09.2013 года с 16-00 час. до 20-00 час. на площадке в Дырносе, а также согласовать Кругловой О.А., Нитченко А.А. и Патову Д.С. проведение митинга религиозного содержания 05.09.2013 года с 16-00 час. до 20-00 час. на площадке в Верхнем Чове, отказано.
Заслушав доклад судьи Юдина А.В., пояснения представителя АМО ГО "Сыктывкар" Матушкина Р.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Круглова О.А., Нитченко А.А., Чичерова Е.С., Патов Д.С. обратились в суд с заявлением об оспаривании действий администрации МО ГО "Сыктывкар", выразившихся в несогласовании проведения митинга религиозного содержания 03.09.2013 на площадке в Дырносе и 05.09.2013 на площадке в Верхнем Чове; в предложении перенести митинги религиозного содержания 03.09.2013 и 05.09.2013 с площадки в Дырносе и с площадки в Верхнем Чове в Мичуринский парк г. Сыктывкара, на площадку Берендеевского парка Эжвинского района г. Сыктывкара, на площадку рядом с футбольным полем по улице Лесной в пригородном поселке Верхняя Максаковка, на площадку перед домом культуры "Волна" в пригородном поселке Краснозатонский; возложении обязанности на администрацию МО ГО "Сыктывкар" согласовать Кругловой О.А., Нитченко А.А. и Чичеровой Е.С. проведение митинга религиозного содержания 03.09.2013 с 16-00 до 20-00 на площадке в Дырносе, а также проведение митинга религиозного содержания 05.09.2013 с 16-00 час. до 20-00 час. на площадке в Верхнем Чове.
В судебное заседание Круглова О.А., Нитченко А.А., Чичерова Е.С., Патов Д.С. не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель заявителей Кругловой О.А., Нитченко А.А. и Чичеровой Е.С. - Мезак Э.А., доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
Представители администрации МО ГО "Сыктывкар" с заявленными требованиями не согласились.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителей Мезак Э.А. не согласен с решением суда и просит его отменить, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения и отмены решения, постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими юридическое значение, и требованиями закона.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявители являются членами местной религиозной организации христиан веры евангельской пятидесятников "Божья Слава".
22.08.2013 заявители направили в администрацию МО ГО "Сыктывкар" уведомления о проведении 3 сентября 2013 года с 16:00 до 20:00 на площадке между магазином N 42 и автобусной остановкой в местечке Дырнос г. Сыктывкара и 5 сентября 2013 года с 16:00 до 20:00 на площадке в районе дома 55/1 в местечке Верхний Чов г. Сыктывкара публичного мероприятия в форме митинга религиозного содержания.
23.08.2013 администрацией МО ГО "Сыктывкар" организаторам данных публичных мероприятий направлены письма N 01/1-12/187, N 01/1-12/188 с предложением перенести проведение митингов в специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов места: площадка, расположенная на пересечении улицы Димитрова и Октябрьского проспекта в северной части Мичуринского парка; площадка, расположенная в Берендеевском парке (Эжвинский район); площадка, расположенная перед "Домом культуры "Волна" (пос. Краснозатонский, ул. Корабельная, 26); площадка у здания общежития "Сыктывкарского автомеханического техникума" (пос. Верхняя Максаковка, ул. Общественная, 11). Несогласование проведения публичного мероприятия на заявленных в уведомлениях площадках администрация МО ГО "Сыктывкар" мотивировала поступающими от жителей г. Сыктывкара жалобами на проведение публичных мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры, нарушающих их конституционное право на отдых, а также по причине несогласования собственниками и в связи с интенсивным движением пешеходов.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований заявителей о незаконности действий администрации МО ГО "Сыктывкар", суд оценил представленные в материалы дела доказательства, выслушал пояснения свидетеля Осипова В.Б. жителя местечка Дырнос, и, руководствуясь соответствующими нормами Конституции РФ, Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", пришел к правильному выводу о том, что действия администрации МО ГО "Сыктывкар" по несогласованию проведения публичных мероприятий в указанных заявителями местах соответствовали нормам действующего законодательства и являлись обоснованными. При этом суд исходил из того, что заявителям администрацией МО ГО "Сыктывкар" были мотивированно предложены адекватные по своему социально-политическому и религиозному назначению специально отведенные места на территории МО ГО "Сыктывкар", отвечающие целям проведения таких публичных мероприятий, а также приведены причины отказа в согласовании мест проведения публичных мероприятий, нашедшие свое подтверждение в ходе судебного разбирательства надлежащими доказательствами.
Согласно положениям ст. ст. 254 и 258 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти суд должен проверить, совершено ли оспариваемое действие либо решение в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, и не нарушены ли права либо свободы гражданина.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В целях обеспечения реализации гарантированного ст. 31 Конституции Российской Федерации права граждан в Российской Федерации был принят Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Понятие митинга дано в п. 3 ст. 2 данного Закона как массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Согласно п. 7 названной нормы закона уведомлением о проведении публичного мероприятия признается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 данного Закона организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Частью 5 ст. 5 Закона предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В соответствии с п. 1 статьи 7 Федерального закона N 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
В силу ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 12 Закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Проверив обоснованность предложений администрации МО ГО "Сыктывкар" об изменении места проведения заявителями митинга, и признавая их правомерными, суд первой инстанции верно указал, что на территории МО ГО "Сыктывкар" для проведения публичных мероприятий постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2012 N 598 определены специально отведенные или приспособленные, отвечающие целям таких мероприятий, места, которые в качестве альтернативных и были предложены заявителям. Кроме того, для предложения иных мест проведения митинга имелись объективные причины, являющиеся достаточными. В подтверждение невозможности проведения публичных мероприятий на заявленных в уведомлениях площадках, Администрацией МО ГО "Сыктывкар" были представлены поступившие от жителей м. Дырнос и п. Верхний Чов в г. Сыктывкаре жалобы на проведение публичных мероприятий с использованием звукоусиливающей аппаратуры, тем самым нарушается их право на отдых; ответы собственников территорий земельных участков ООО " Ф." и ООО " С." о несогласовании проведения мероприятий по уведомлениям заявителей; фотоматериалы и выкопировки из электронной карты города о расположении в п. В.Чов в непосредственной близости от заявленной территории детской игровой площадки.
Принимая во внимание, что ответы администрации МО ГО "Сыктывкар" не являлись отказом заявителям в проведении публичного мероприятия либо запретом на его проведение, ответы даны в установленные сроки и содержат обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению места проведения публичного мероприятия, соответственно, заявители не были лишены возможности реализовать свое конституционное право проводить публичные мероприятия в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на совокупности установленных фактических обстоятельств, собранных по делу доказательств и нормах действующего законодательства. Права и законные интересы заявителей обжалуемым решением суда не нарушены, препятствия в реализации ими конституционных прав не созданы.
Решение является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к утверждению о том, что оспариваемыми действиями Администрации МО ГО "Сыктывкар" нарушаются права заявителей на проведение мирных собраний, свободу выражения мнения, свободу совести и религии, гарантируемые ст. 9, 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Данные доводы не могут повлечь отмену судебного решения, поскольку основаны на неправильной оценке обстоятельств дела и неверном толковании норм материального права.
Конституцией РФ в ст. 31 гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование является одним из основополагающих и неотъемлемых элементов правового статуса личности в Российской Федерации как демократическом правовом государстве и может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Данные конституционные требования, как и требование о том, что осуществление названного права не должно нарушать права и свободы других лиц, по их смыслу во взаимосвязи с предписаниями статьи 18 Конституции РФ обращены не только к законодателю, но и к правоприменителям.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, которые допускают введение обоснованных ограничений права на мирные собрания, налагающиеся в соответствии с законом, и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
В данном случае установлено, что действия Администрации МО ГО "Сыктывкар" предприняты в полном соответствии с законом и в пределах полномочий муниципального органа, поэтому утверждения в жалобе о намеренном воспрепятствовании администрацией в организации публичных мероприятий, в том числе относительно выбора места проведения митинга, направленные на несогласие с оценкой судом установленных по делу обстоятельств, и основанные на неверном толковании норм материального права, судебной коллегией отклоняются.
Доводы об отсутствии доказательства невозможности проведения публичного мероприятия в указанных заявителями местах, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку нормами закона предусмотрена оценка уполномоченным органом возможности проведения мероприятия в каждом конкретном случае. Такая оценка уполномоченным органом проведена, мотивы, по которым заявителям были предложены альтернативные места проведения мероприятий, содержатся в ответах администрации.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, в том числе и те, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 2 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кругловой О.А., Нитченко А.А., Чичеровой Е.С., Патова Д.С.- Мезака Э.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.