СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф., Юдина А.В.,
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрела в судебном заседании 25 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе Токарчука А.С. на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 октября 2013 года, по которому
возложена обязанность на Государственное учреждение "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" зачесть Токарчуку А.С. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по подпункту 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 17 мая 1969 года по 27 мая 1971 года;
в удовлетворении исковых требований Токарчука А.С. о возложении обязанности на Государственное учреждение "Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" установить стажевый коэффициент 0.70, произвести перерасчет трудовой пенсии с 01 января 2001 года, выплатить доплату с учетом индексации отказано.
Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Токарчук А.С. обратился в суд с иском к ответчику Государственному учреждению "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми" о перерасчете трудовой пенсии. В обоснование требований указал, что является получателем трудовой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации. Считает, что оценка его пенсионных прав произведена ответчиком с нарушением норм действующего законодательства, поскольку в специальный стаж по п.п.1 п.1 ст.27 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не был учтен период прохождения им службы в рядах Советской Армии с 17.05.1969 по 27.05.1971. Просит включить период прохождения службы в рядах Советской Армии в специальный стаж, произвести перерасчет размера пенсии с учетом стажевого коэффициента 0,70 с 01.01.2001г., исходя из продолжительности специального стажа.
Стороны участия в судебном заседании не принимали.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Токарчук А.С. просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального права.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие, поэтому в силу ч.1 ст.327, ч.4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Токарчук А.С. с 1995 года является получателем пенсии по выслуге, назначенной в соответствии с Федеральным законом N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации". С 01 января 2002 года является получателем трудовой пенсии в соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Расчет трудовой пенсии с 01 января 2002 года произведен с учетом стажевого коэффициента 0,75.
Из оценки пенсионных прав следует, что стаж истца для определения пенсионного капитала на 01 января 2002 года составил: общий - 28 лет 04 месяца 11 дней, стаж работы по Списку N 1 - 24 года 11 месяцев 28 дней, стаж работы в РКС - 25 лет 05 месяцев 22 дней.
При этом, период прохождения военной службы по призыву с 17 мая 1969 года по 27 мая 1971 года, зачтен ответчиком в общий трудовой стаж.
В соответствии с п. 109 Положения "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 04.08.1956г. N104, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" п.16), ... периоды, указанные в подпунктах "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Аналогичные положения были предусмотрены в Положении "О порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972г. N590.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно пункту 2 статьи 27 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 г. N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.." в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации, в том числе при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, - Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10. При этом время выполнявшихся до 01.01.1992 г. работ, предусмотренных Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными вышеуказанным Списком, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991г. N 10.
Пункт 3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" также предусматривает включение времени нахождения граждан на военной службе по призыву в их общий трудовой стаж, в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Истец, проходя службу в Вооруженных Силах СССР, не мог предвидеть, что в дальнейшем законодательство поменяется, и он будет лишен права на включение указанного периода в специальный стаж по Списку N1. Таким образом, учитывая, что статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано.
Во время прохождения истца военной службы по призыву действовал Закон СССР "О всеобщей воинской обязанности" от 12.10.1967 г. N 1950-VII, частью 2 статьи 78 которого было предусмотрено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам срочной службы и лицам, призванным на офицерские должности, время их действительной военной службы засчитывается в стаж работы по специальности.
Из материалов пенсионного дела следует, что период работы истца, следовавший после окончания военной службы, учтен ответчиком в специальный стаж по Списку N1.
Следовательно, спорный период подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
С учетом службы в рядах Советской Армии стаж истца на соответствующих видах работ составил 27 лет 00 месяцев 06 дней.
Разрешая спор о объеме заявленных требований истца в части перерасчета пенсии с учетом стажевого коэффициента 0.70, суд верно исходил из того, что перерасчет пенсии по варианту истца не выгоден и приведет к уменьшению размера пенсионного обеспечения. Иных требований истцом не заявлено.
Учитывая, что произведенный ответчиком расчет трудовой пенсии истца произведен по более выгодному варианту, суд обосновано отказал в удовлетворении исковых требований в данной части.
Довод апелляционной жалобы о наличии оснований для перерасчета пенсии является несостоятельным, поскольку основан на неверном толковании норм материального права.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 04 октября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Токарчука А.С. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.