СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Алексеевой С.Ф. и Костенко Е.Л.
при секретаре Поповой О.К.,
рассмотрев в судебном заседании 9 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2013 года, по которому
исковые требования Зубкова Н.А. удовлетворены;
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми обязано включить в общий трудовой стаж Зубкова Н.А., 29.06.1950 г.р., для определения пенсионного капитала при оценке пенсионных прав истца по пункту 3 статьи 30 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" (в ред. Федерального закона от 24.07.2009г. N213-ФЗ) следующие периоды: с 03.09.1973г. по 03.08.1974г., с 01.10.1975г. по 01.09.1976г.;
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте Республики Коми обязано произвести Зубкову Н.А. перерасчет трудовой пенсии по старости с 05 июля 2005 года с применением стажевого коэффициента 0,62 (с учетом включения в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала спорных периодов), с выплатой истцу недополученной за период с 05.07.2005г. по 26.08.2013г. части пенсии в размере ... и индексации невыплаченных своевременно сумм пенсии, рассчитанной с применением индексов роста потребительских цен по Республике Коми помесячно с июля 2005 года по июнь 2013 года;
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г.Ухте Республики Коми обязано установить Зубкову Н.А. с 27.08.2013г. новый размер трудовой пенсии по старости, рассчитанный с учетом стажевого коэффициента 0,62;
с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми взыскана государственная пошлина в бюджет муниципального образования городского округа "Ухта" в размере ...
Заслушав доклад судьи Тепляковой Е.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зубков Н.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми о включении периодов обучения на курсах с 3 сентября 1973 года по 18 марта 1974 года и с 1 октября 1975 года по 1 сентября 1976 года и периода работы с 19 марта по 3 августа 1974 года в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала при оценке пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обязании произвести перерасчет трудовой пенсии с 5 июля 2005 года и бессрочно с учетом стажевого коэффициента 0,62, взыскании с учетом индексации недополученной за период с 5 июля 2005 года по день рассмотрения дела судом суммы пенсии.
В ходе судебного разбирательства представитель истца исковые требования уточнил и просил обязать ответчика включить в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала при оценке пенсионных прав по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды обучения на курсах по подготовке кадров с 3 сентября 1973 года по 3 августа 1974 года и с 1 октября 1975 года по 1 сентября 1976 года как работу, обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии истца с 5 июля 2005 года с учетом стажевого коэффициента 0,62 с выплатой недополученной за период с 5 июля 2005 года по 26 августа 2013 года части пенсии в размере ... с индексацией за период с июля 2005 года по июнь 2013 года, обязать ответчика установить истцу с 27 августа 2013 года новый размер трудовой пенсии по старости с учетом стажевого коэффициента 0,62.
Истец требования поддержал.
Ответчик иск не признал.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми не согласно с решением суда и просит его отменить в связи с нарушением норм материального права.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 ГПК РФ в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене с учетом следующего.
Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, что Зубков Н.А. с 5 июля 2005 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Трудовая пенсия по старости по подпункту 6 пункту 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
При определении размера пенсии ответчик исходил из того, что стаж истца на 1 января 2002 года для определения пенсионного капитала составил: общий - 30 лет 10 месяцев 12 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера с учетом суммирования списков - 26 лет 3 месяца 7 дней.
Начальный размер пенсии определен истцу исходя из стажевого коэффициента 0,60, рассчитанного из общего трудового стажа.
Согласно записям в трудовой книжке истец обучался в ... учебно-производственном комбинате " ... на курсах по подготовке кадров: с 3 сентября 1973 года по 3 августа 1974 года - на курсах ... , а с 13 октября 1975 года по 1 сентября 1976 года - на курсах ... , которые закончил, что подтверждается соответствующими удостоверениями.
Указанные периоды включены ответчиком в стаж работы истца для определения права на пенсию.
Признавая периоды обучения истца на курсах по подготовке кадров в ... учебно-производственном комбинате " ... " подлежащими зачету в общий трудовой стаж истца, суд со ссылкой на подпункт "з" пункта 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совмина СССР от 3 августа 1972 года N590, указал, что по нормам ранее действовавшего законодательства обучение на курсах по подготовке кадров включалось в общий стаж наравне с работой, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления прав истца в области пенсионного обеспечения.
Однако, судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда, так как он не основан на нормах материального права, регулирующего спорные правоотношения.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 года, устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
В соответствии со статьей 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно статьей 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Статьей 11 указанного Федерального закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень этих периодов является исчерпывающим. Согласно данной правовой норме период обучения в учебном заведении, на курсах по подготовке кадров в страховой стаж не засчитывается.
Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Так, согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по определенной формуле, одним из показателей которой является расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей.
Согласно пункту 2 этой же статьи расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Данная правовая норма устанавливает способы порядка расчета размера трудовой пенсии и не допускает их смешанное применение.
Так, в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются в числе прочих периоды подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре.
Между тем, расчетный размер трудовой пенсии Зубкова Н.А. по выбору застрахованного лица определен в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 этого закона.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются перечисленные в этом пункте периоды. Обучение на курсах по подготовке кадров в этом перечне не значится.
Как разъяснено в подпунктах 4 и 5 пункта 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", в случае выбора гражданином исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ необходимо иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте; если гражданин выбрал вариант исчисления расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона N 173-ФЗ, судам следует иметь в виду, что под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
Положения, аналогичные тем, что содержатся в пунктах 1,3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ранее, на момент назначения пенсии Зубкову Н.А., содержались в пунктах 1,2 и 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и также предусматривали конвертацию (преобразование) ранее приобретенных пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года в расчетный пенсионный капитал по формуле, одним из показателей которой являлся расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с пунктом 2 статьи 30 указанного Закона; при этом в пункте 4 данной правовой нормы было установлено, что в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, и перечислялись включаемые в нее периоды. В данный перечень период обучения на курсах по подготовке кадров включен не был.
Таким образом, правовая норма, содержавшаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии истцу, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал также не позволяла учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" содержащаяся в пункте 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" норма в той части, в какой она во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 31 данного Федерального закона при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал не позволяет учитывать в общем трудовом стаже некоторые периоды общественно полезной деятельности, включавшиеся в него ранее действовавшим законодательством, признана не противоречащей Конституции Российской Федерации.
Поскольку расчетный размер трудовой пенсии по выбору Зубкова Н.А. определен по наиболее выгодному варианту - в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.22,69), то оснований для определения продолжительности общего трудового стажа по правилам, установленным пунктом 4 статьи 30 этого же Закона, не имеется, так как Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предусматривает возможности применения смешанного порядка расчета размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованных лиц.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для включения в общий трудовой стаж истца периодов обучения на курсах по подготовке кадров с 3 сентября 1973 года по 3 августа 1974 года и с 1 октября 1975 года по 1 сентября 1976 года, увеличения стажевого коэффициента до 0,62 и возложения на ответчика обязанности по перерасчету пенсии истцу с 5 июля 2005 года с применением указанного стажевого коэффициента.
Учитывая, что по данному делу судом допущено нарушение норм материального права при разрешении требований Зубкова Н.А., решение не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Зубкову Н.А. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 19 сентября 2013 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе Зубкову Н.А. в иске к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми об обязании включить периоды обучения на курсах по подготовке кадров в общий трудовой стаж для определения пенсионного капитала, произвести перерасчет трудовой пенсии с даты её назначения с выплатой недополученной части пенсии с индексацией невыплаченных своевременно сумм пенсии, установлении нового размера трудовой пенсии.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.