СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Белов Н.Е.,
судей Головков
В.Л., Пристром И.Г.,
при секретаре Нечаевой Л.и.,
рассмотрела в судебном заседании 16 декабря 2013 года дело по апелляционной жалобе УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2013 года, которым исковые требования Шумиляк В. Н. к ФГУП "Почта России" о взыскании компенсации морального вреда удовлетворены.
Взысканы с ФГУП "Почта России" в пользу Шумиляк В. Н. ... руб. в счет компенсации морального вреда, штраф за нарушение прав потребителя в размере ... руб.
Заслушав доклад судьи Белова Н.Е., объяснения истца Шумиляк В.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шумиляк В.Н. обратился в суд с иском к ФГУП "Почта России" о взыскании компенсации морального вреда в размере ... руб., указав на длительность пересылки почтового отправления от 29.04.2013.
В судебном заседании истец поддержал заявленные требования.
Ответчик ФГУП "Почта России" в судебное заседание своего представителя не направило, в отзыве на иск с заявленными требованиями не согласилось, указав, что письмо адресату было доставлено, за несвоевременную доставку письма Шумиляк В.Н. были принесены извинения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель заявителя просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 29.04.2013 Шумиляк В.Н. отправил через Сыктывкарский почтамт заказное письмо с простым уведомлением "Номер обезличен" в г. Москву, за что им была произведена оплата в размере ... руб. Письмо адресату было доставлено 12.07.2013, с нарушением контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, установленных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006, при этом уведомление о вручении письма истцом не получено.
09.07.2013 Шумиляк В.Н. обратился к ответчику с претензией, в которой просил возместить в добровольном порядке неустойку в размере ... руб. и компенсацию морального вреда в размере ... руб.
Письмом заместителя директора УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России" от 23.07.2013 N "Номер обезличен" Шумиляк В.Н. сообщено, что по имеющейся информации в ОАСУ РПО указанное письмо значится врученным адресату 12.07.2013. В соответствии со статьей 34 Федерального закона N176-ФЗ "О почтовой связи" за ненадлежащее оказание услуг почтовой связи ему направлено возмещение в размере суммы тарифной платы за пересылку заказного письма с заказным уведомлением в сумме ... руб. Указано, что законных оснований для удовлетворения морального вреда не имеется. Принесены извинения за длительную пересылку заказного письма и за доставленное беспокойство.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "О почтовой связи" и пункта 57 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 221, за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи.
Ответственность операторов почтовой связи предусмотрена в случае утраты, порчи (повреждения), недостачи вложения, недоставки или нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иных нарушений установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.
В случае нарушения контрольных сроков пересылки почтовых отправлений и осуществления почтовых переводов денежных средств для личных (бытовых) нужд граждан операторы почтовой связи выплачивают неустойку в размере 3 процентов платы за услугу почтовой связи по пересылке за каждый день задержки, но не более оплаченной суммы за данную услугу, а также за нарушение контрольных сроков пересылки почтового отправления воздушным транспортом - разницу между платой за пересылку воздушным и наземным транспортом.
Из ответа ответчика на претензию истца следует, что УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России" факт ненадлежащего оказания услуг почтовой связи в виде нарушения контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции не оспаривается, за что в добровольном порядке возмещена неустойка в размере ... руб.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходил из того, что в силу Закона РФ "О защите прав потребителей", который распространяется на спорные правоотношения, ненадлежащее оказание ответчиком услуги почтовой связи истцу, что нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, уже в силу статьи 15 указанного Закона предполагает причинение последнему морального вреда, в связи с чем взыскал в пользу Шумиляк В.Н. соответствующую компенсацию, размер которой определил с учетом характера нарушения, конкретных обстоятельств дела, требований разумности и справедливости.
Поскольку в добровольном порядке ответчик не удовлетворил требования потребителя о компенсации морального вреда, суд, обоснованно руководствуясь статьей 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", взыскал с ФГУП "Почта России" штраф в размере ... руб. (50% от взысканной суммы).
Выводы суда основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств причинения истцу морального вреда судебной коллегией отклоняются, как не основанные на законе, поскольку факт нарушения прав потребителя предполагает причинение потребителю морального вреда. Суду надлежит определить лишь размер компенсации, при этом он не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Тот факт, что истец знал о вручении письма согласно данным опубликованным на сайте "Почта России" не исключает установленного факта нарушения его прав, в связи с чем, не исключает причинение потребителю морального вреда.
В силу статье 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно пункту 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
При разрешении спора в указанной части судом первой инстанции приняты во внимание характер причиненных истцу страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, период просрочки исполнения обязательства ответчиком. Определяя размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд пришел к выводу, что взысканию подлежит компенсация в размере ... рублей.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции и считает, что решение суда в указанной части отвечает требованиям материального и процессуального закона, основано на представленных сторонами доказательствах, которые получили надлежащую правовую оценку в мотивировочной части решения.
При этом судом не могут быть приняты во внимание доводы апелляционной жалобы в подтверждение отсутствия оснований для взыскания морального вреда в указанной сумме о том, что оператором почтовой связи не было допущено существенного нарушения контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции со ссылкой на полученное после рассмотрения дела по существу письма УФПС г.Москвы - филиал ФГУП "Почта России" от 09.10.2013, подтверждающее, что отправление 10.05.2013 поступило в адресное предприятие и уже 13.05.2013 было вручено адресату, поскольку не опровергают выводов судов о существенном нарушении контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, установленных Постановлением Правительства РФ от 24.03.2006 (из Сыктывкара в Москву 4 дня и из Москвы в Сыктывкар 6 дней). Кроме того, доказательств получения истцом уведомления о вручении письма, что также является нарушением контрольных сроков пересылки почтовой корреспонденции, суду не представлено.
Судебная коллегия находит несостоятельной ссылку представителя заявителя в апелляционной жалобе на то, что городским судом незаконно взыскана с ответчика в пользу истца компенсация морального вреда, являющегося, по мнению ответчика, косвенным убытком, обязанность по возмещению которого Всемирной почтовой конвенцией не предусмотрена. В подтверждение обоснованности своего довода ответчик ссылается на пункт 1.6 статьи 21 Всемирной почтовой конвенции, согласно которому при выплате суммы возмещения косвенные убытки или нереализованные прибыли во внимание не принимаются. А также считает несостоятельным указание на то, что статьей 34 ФЗ от 17.07.1999 N176-ФЗ "О почтовой связи" установлен ограниченный размер ответственности оператора почтовой связи, что исключает полное возмещение убытков, в том числе возмещение морального вреда.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона "О защите прав потребителей", применяемого к правоотношениям сторон, компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения убытков и является самостоятельным видом ответственности. Кроме того, следует учитывать, что прямого запрета на взыскание компенсации морального вреда нормы международного права в области почтовой связи, ФЗ "О почтовой связи" не содержат.
В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Закона РФ "О защите прав потребителя" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
На основании изложенного, учитывая, что ФЗ "О защите прав потребителей" предусмотрена компенсация морального вреда, причиненного потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, однако при обращении истца к ответчику с требованиями о выплате неустойки и компенсации морального вреда, в добровольном порядке требования о компенсации морального вреда не были удовлетворены, суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца штраф за невыполнение в добровольном порядке требований потребителя в части выплаты компенсации морального вреда. В связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части подлежат отклонению как несостоятельные.
Обстоятельства и доказательства, имеющие значение для дела, установлены и исследованы судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 30 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу УФПС Республики Коми - филиал ФГУП "Почта России" оставить без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.