Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Параньгинском районе Республики Марий Эл на решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 03 сентября 2013 года, которым постановлено:
исковые требования Гибадуллиной Т. Х. удовлетворить;
признать действия комиссии Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Параньгинском районе Республики Марий Эл, вынесшей, согласно протоколу "номер" от 05 апреля 2013 года, решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в части не исчисления периода работы Гибадуллиной Т. Х. с "дата" по "дата" с применением льготного порядка по основанию осуществления работы в сельской местности как 1 год за 1 год 3 месяца, незаконным;
засчитать период работы Гибадуллиной Т. Х. с "дата" по "дата" в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с применением льготного порядка исчисления стажа работы по основанию осуществления работы в сельской местности как 1 год за 1 год 3 месяца;
обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Параньгинском районе Республики Марий Эл назначить Гибадуллиной Т. Х. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения с "дата";
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Параньгинском районе Республики Марий Эл в пользу Гибадуллиной Т. Х. в счет возмещения судебных расходов сумму в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гибадуллина Т.Х. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ в Параньгинском районе Республики Марий Эл (далее - УПФ ПФ в Параньгинском районе) о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения незаконным в части не исчисления периода работы с "дата" по "дата" с применением льготного порядка по двум основаниям, о возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с "дата".
В обоснование иска Гибадуллина Т.Х. указала, что решением комиссии УПФ ПФ в Параньгинском районе от 05 апреля 2013 года ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как она не осуществляла этой деятельности не менее 30 лет. Период ее работы в должности ... с "дата" по "дата" включен ответчиком в специальный стаж с применением льготного порядка исчисления только по основанию осуществления лечебной деятельности в отделении хирургического профиля стационара, как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, без применения льготного порядка исчисления стажа работы, как за работу в сельской местности из расчета 1 год работы за 1 год и 3 месяца. Считает решение УПФ ПФ в Параньгинском районе в этой части незаконным, поскольку свою трудовую деятельность она начала "дата" в ... , затем "дата" была переведена в ... , где по настоящее время занимается лечебной деятельностью по охране здоровья населения. С тех пор ее работа в должности ... протекает только в сельской местности.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе УПФ РФ в Параньгинском районе просит решение отменить, указывая на неправильное применение судом норм материального права.
В возражениях на жалобу Гибадуллина Т.Х. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Заслушав представителя УПФ РФ в Параньгинском районе Соловьеву О.Е., поддержавшую доводы жалобы, Гибадуллину Т.Х. и ее представителя Швалева Н.И., просивших оставить решение суда без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит.
Из материалов дела следует, что решением комиссии УПФ РФ в Параньгинском районе "номер" от 05 апреля 2013 года Гибадуллиной Т.Х. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что ее специальный стаж на дату обращения - "дата" составил 29 лет 05 мес. 27 дней, то есть менее требуемых 30 лет.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что трудовая деятельность Гибадуллиной Т.Х. началась с "дата" в ... в должности ... С "дата" она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в сельской местности. В период с "дата" по "дата" Гибадуллина Т.Х. работала в должности ... Указанный период ответчиком включен в специальный стаж Гибадуллиной Т.Х. в льготном исчислении как год работы за один год и 6 месяцев, поскольку это предусматривалось законодательством, действовавшим в тот период времени, для исчисления выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Эти обстоятельства сторонами не оспаривались.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 названных Правил, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Согласно абзацу 4 пункта 5 названных Правил исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (далее - Постановление N 464).
В абзаце 2 пункта 2 Постановления N 464, действовавшего в спорный период, предусматривалось исчисление выслуги указанным в Списке работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за 1 год и 3 месяца. Кроме того, в абзаце 3 пункта 2 данного постановления предусматривалось исчисление выслуги среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Суд обоснованно зачел спорный период работы истца в должности медсестры гинекологического отделения районной больницы с применением обеих вышеуказанных льгот, учитывая, что само Постановление N 464 не исключает возможность их одновременного применения. Кроме того, ныне действующее законодательство, а именно, абзац 4 пункта 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, применительно к смешанному стажу также допускает возможность применения льготного порядка исчисления стажа одновременно по нескольким основаниям.
Принимая решение об удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции правильно исходил из того, что специальный стаж работы Гибадуллиной Т.Х. с учетом спорного периода, засчитанного с применением льготного порядка одновременно по дум основаниям, на дату обращения за назначением пенсии - "дата" составляет более требуемых 30 лет, в связи с чем у истца возникло право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию указанных норм закона и к своей оценке установленных судом обстоятельств, что не является основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сернурского районного суда Республики Марий Эл от 03 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в Параньгинском районе Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.