Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Семенова П.В.,
судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Речкиной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 августа 2013 года, которым постановлено:
признать за Овчинниковым С.М. право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности;
возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле обязанность включить в специальный трудовой стаж: период военной службы в армии по призыву с 29 октября 1982 года по 21 ноября 1984 года в льготном исчислении (один день военной службы за два дня работы); периоды с 1 апреля 1996 года по
26 марта 1998 года, с 28 марта 1998 года по 25 мая 1998 года, с 11 ноября 1998 года по 14 августа 2000 года в должности учителя ... в ... учреждении " ... ";
возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле обязанность назначить Овчинникову С.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 27 августа 2012 года;
взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле в пользу Овчинникова С.М. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... рублей.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Овчинников СМ. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Йошкар-Оле о признании за ним права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением 25 лет педагогической деятельности, возложении на ГУ УПФ РФ в г. Йошкар-Оле обязанности включить в специальный трудовой стаж период службы в Вооруженных силах СССР с 29 октября 1982 года по 21 ноября 1984 года в льготном исчислении, периоды с 1 апреля 1996 года по 26 марта 1998 года, с 28 марта 1998 года по 25 мая 1998 года, с 11 ноября 1998 года по 14 августа 2000 года в должности учителя ... в ... учреждении " ... ", назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 27 августа 2012 года. В обоснование заявленных требований указал, что 27 августа 2012 года обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 16 ноября 2013 года в назначении пенсии ему отказано, в связи с недостаточностью требуемого стажа работы. Пенсионным органом из стажа исключены, в том числе указанные выше периоды. Истец считает данный отказ незаконным.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл выражает несогласие с решением суда в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж период службы по призыву в льготном исчислении и назначить истцу трудовую пенсию по старости с 27 августа 2012 года, ссылаясь на то, что оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что в действующем Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правилах исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, а также Правилах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 не содержится правовых норм о включении для назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периодов военной службы по призыву. Действовавшим в период прохождения истцом службы в Советской армии по призыву пенсионным законодательством - Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 N 1397 также не предусмотрено льготное исчисление периодов службы в Советской Армии по призыву. Федеральный закон от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в данном случае не подлежат применению, соответственно у суда не имелось правовых оснований для применения льготного порядка исчисления периода военной службы по призыву в соотношении один день службы за два дня работы.
Поскольку в жалобе приводятся доводы о несогласии с решением суда только в части возложения на ответчика обязанности включить в специальный стаж период службы по призыву в льготном исчислении и назначить истцу трудовую пенсию по старости с 27 августа 2012 года, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены в указанной части.
Выслушав объяснения представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл Бахтиной О.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы и просившей об отмене решения суда, Овчинникова С.М., его представителей Овчинниковой Т.А., Ванюшиной М.А., просивших решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от
17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Судом установлено и это подтверждается материалами дела, что решением ГУ - УПФ РФ в г. Йошкар-Оле от 16 ноября 2012 года Овчинникову С.М. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, поскольку на момент обращения за назначением пенсии Овчинников С.М. имел специальный стаж менее 25 лет, как это предусмотрено Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанным решением установлено наличие у Овчинникова С.М. специального стажа на дату обращения 27 августа 2012 года 17 лет 11 месяцев 11 дней. В специальный стаж не были включены в том числе, спорные периоды.
Как установлено судом, Овчинников С.М. с 29 октября 1982 года по
21 ноября 1984 года проходил службу в рядах Советской Армии.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от
29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года
N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Поэтому суд первой инстанции, разрешая заявленные исковые требования по существу, сделал правильный вывод о возможности применения к спорным правоотношениям законодательства, действовавшего на момент службы истца в составе Вооруженных Сил СССР, а именно Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
В соответствии с пунктами 1, 4 данного Положения, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР, в органах Министерства внутренних дел СССР и органах милиции, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Овчинникова С.М. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, период его службы в составе Вооруженных Сил СССР с 29 октября 1982 года по 21 ноября 1984 года.
С доводами жалобы об отсутствии законных оснований для включения названного спорного периода в специальный стаж истца в льготном исчислении судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года 376-ФЗ 2 "О статусе военнослужащих" время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
В абзаце 1 пункта 3 статьи 10 Закона содержится норма о включении в стаж службы по контракту и призыву при нормальных условиях, а абзац 2 пункта 3 статьи 10 Закона "О статусе военнослужащих" предусматривает прохождение военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, которое засчитывается в специальный трудовой стаж при установлении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции правильно обязал ответчика включить в специальный трудовой стаж истца указанный период службы в рядах Вооруженных Сил СССР по призыву в льготном исчислении. Подробное обоснование выводов суда в данной части изложено в решении, с которым судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 21 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Йошкар-Оле Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий П.В. Семенов
Судьи О.В. Юрова
О.В. Клюкина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.