Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Лелекова Н.Г. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Речкиной Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Риимана А.Г. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 июля 2013 года, по которому постановлено в удовлетворении исковых требований Риимана А. Г. к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл о включении в стаж государственной службы периодов службы в льготном исчислении отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Соснина А.Е., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Рииман А.Г. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Марий Эл, в котором, с учетом уточнения исковых требований и отказа от части заявленных требований в ходе разбирательства дела, окончательно просил включить в стаж службы в органах внутренних дел период его службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по призыву с "дата" по "дата" в льготном исчислении. В обоснование заявленных требований указал, что с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" он проходил службу в органах внутренних дел Республики Марий Эл. Во время прохождения военной службы по призыву в период с "дата" по "дата" он выполнял задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139. Истец полагает, что указанный период подлежит зачету в выслугу лет для назначения ему пенсии как лицу, проходившему службу в органах внутренних дел, в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца). Однако ответчик отказал ему в зачете в выслугу лет для назначения пенсии названного периода в льготном исчислении, с чем истец выражает несогласие.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Рииман А.Г. просит решение отменить, ссылаясь на неправильное определение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения Риимана А.Г. и его представителя Андрющенко Н.В., просивших решение суда отменить, представителя Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл Александрова А.А., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения не находит.
Из дела видно, что Рииман А.Г. с "дата" по "дата" проходил срочную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, при этом в период с "дата" по "дата" выполнял задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 1995 года N 139.
С "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" истец проходил службу в органах внутренних дел. Согласно приказу Министра внутренних дел по Республике Марий Эл "номер" от "дата" об увольнении Риимана А.Г. из органов внутренних дел, стаж службы истца в органах внутренних дел в календарном исчислении составляет ... , в льготном исчислении - ... (л.д.27).
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период службы истца в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации по призыву с "дата" по "дата" не подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.
Судебная коллегия соглашается с приведенным выводом суда и отмечает следующее.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируются Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон о пенсионном обеспечении), статья 1 которого распространяет его действие на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Статьей 2 Закона о пенсионном обеспечении установлено, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно статье 18 Закона пенсионном обеспечении время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 этого Закона, в льготном исчислении. Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного Закона, определяется Правительством Российской Федерации (части вторая, третья).
22 сентября 1993 г. Советом Министров - Правительством Российской Федерации принято постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление), абзацем первым пункта 5 которого определено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В силу части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.
Как правильно отмечено в обжалуемом решении суда, общее правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.
Изложенный вывод подтверждается содержанием статьи 37 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации". Согласно частям второй и третьей названной статьи срок привлечения личного состава соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск к выполнению возложенных на них задач по обеспечению режима чрезвычайного положения не должен превышать три месяца. При этом: срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчета один месяц за три месяца; срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчета один месяц за три месяца. Таким образом, федеральным законодателем специально оговорено, что военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, срок военной службы по обеспечению режима чрезвычайного положения из расчета один месяц за три месяца засчитывается только в трудовой стаж для назначения пенсии, а не в выслугу лет.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 июля 2003 г. N 268-О высказал правовую позицию, заключающуюся в том, что установление такого рода льгот для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не может рассматриваться как не согласующаяся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина и нарушающая право на пенсионное обеспечение.
Кроме того, из указанного выше определения Конституционного Суда Российской Федерации следует, что именно законодатель, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью более широкого привлечения граждан Российской Федерации на военную службу на контрактной основе, вправе решать, целесообразно ли устанавливать правило о том, чтобы время их военной службы в особых условиях по призыву засчитывалось им в выслугу лет при назначении пенсии в соответствии со статьей 13 Закона о пенсионном обеспечении не в календарном, а в льготном исчислении.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании. Решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Риимана А. Г. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е.Соснин
Судьи Н.Г.Лелеков
О.В.Клюкина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.