Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Юровой О.В.,
судей Клюкиной О.В. и Лелекова Н.Г.,
при секретаре Яковлеве А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2013 года, которым постановлено признать за Христофоровой М. А. право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию городского округа "Город Йошкар-Ола" предоставить Христофоровой М. А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Лелекова Н.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Христофорова М.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и обязании ответчика обеспечить ее благоустроенным жилым помещением по договору социального найма.
В обоснование иска Христофорова М.А. указала, что она проживает в общежитии ... , ни в собственности, ни по договору социального найма жилья не имеет. У нее имеется заболевание, которое входит в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, поэтому в силу положений Жилищного кодекса РФ имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Решение о предоставлении ей жилого помещения не принято ответчиком до настоящего времени.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В жалобе приводятся доводы, в том числе, о том, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку обязанности по осуществлению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, возложены на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации и законодательство не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без принятия закона субъекта Российской Федерации о наделении органов муниципальной власти соответствующими полномочиями.
В возражениях на апелляционную жалобу Христофорова М.А. приводит доводы в поддержку решения суда, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителя администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Береснева Д.И., поддержавшего жалобу, Христофоровой М.А. и ее представителя Дмитриевой Н.В., просивших решение суда оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия оснований для отмены решения не находит.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, как следует из части 2 названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Между тем согласно части 3 указанной статьи инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Судом установлено и это следует из материалов дела, что Христофорова М.А. зарегистрирована и проживает в комнате общежития ... по адресу: "адрес", в которой зарегистрировано 7 человек. Постановлением администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" от "дата" "номер" Христофорова М.А. признана малоимущей в целях принятия на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, а постановлением от "дата" "номер" она принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Истец является инвалидом ... с детства бессрочно, имеет заболевание, которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Факт постановки Христофоровой М.А. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, подтверждается материалами дела и ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений вышеприведенных норм права, пришел к правильному выводу о наличии у истца в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации права на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, поскольку Христофорова М.А. страдает хронической формой заболевания, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.
Доводы жалобы об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий на обеспечение данной категории граждан жилыми помещениями, а также доводы о том, что администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" не является надлежащим ответчиком, поскольку ей не переданы обязанности по осуществлению государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, являются несостоятельными.
Судебная коллегия отмечает, что поскольку Христофорова М.А. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении "дата", то есть после 01 января 2005 года, то при реализации ее права на получение жилого помещения в силу положений части 3 статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", части 2 статьи 49 и пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма, то есть, реализуют это право через органы местного самоуправления.
В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2006 года N 256, мера социальной поддержки в форме безвозмездной субсидий на приобретение жилого помещения предоставляется инвалидам, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года. Только в отношении этой категории граждан осуществляются государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями в пределах субвенций, выделенных Республике Марий Эл из федерального бюджета на осуществление данных полномочий. Между тем Христофорова М.А. к такой категории граждан не относится, поскольку поставлена на указанный учет после 01 января 2005 года.
Кроме того, обеспечение Христофоровой М.А. жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия выделяемых денежных средств, свободного жилого фонда и других обстоятельств, таких как наличие или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников и от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Юрова
Судьи О.В. Клюкина
Н.Г. Лелеков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.