Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Я.,
судей Юровой О.В. и Клюкиной О.В.,
при секретаре Яковлеве А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Завойскина В.М. на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 14 октября 2013 года, которым постановлено:
Завойскину В.М. в удовлетворении исковых требований о признании отказа администрации муниципального образования " ... сельское поселение" в назначении пенсии за выслугу лет и возложении обязанности на администрацию муниципального образования " ... сельское поселение" назначить пенсию за выслугу лет отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Клюкиной О.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Завойскин В.М. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования " ... сельское поселение" о признании отказа в назначении пенсии за выслугу лет незаконным и возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет. В обоснование требований указал, что он с 23 декабря 1996 года по 10 ноября 2005 года замещал должность главы администрации ... сельского поселения. 10 ноября 2005 года уволился по соглашению сторон. 14 июня 2013 года на заседании комиссии по установлению стажа муниципальным служащим для назначения пенсии за выслугу лет его заявление было удовлетворено. На заседании комиссии по установлению стажа муниципальным служащим для назначения пенсии за выслугу лет 16 июля 2013 года в назначении пенсии за выслугу лет Завойскину В.М. было отказано в связи с тем, что на момент увольнения истец не имел права на трудовую пенсию по старости. Полагает отказ незаконным, считая, что данное решение нарушает его право на получение пенсии за выслугу лет, поскольку с 21 марта 2007 года он является получателем пенсии по старости. Указывает, что в соответствии с Положением о назначении, перерасчете размера и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования " ... сельское поселение" Республики Марий Эл от 30 апреля 2013 года основным критерием для назначении пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы, является право на трудовую пенсию по старости и замещение должностей муниципальной службы непосредственно перед увольнением не менее 12 полных месяцев.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Завойскин В.М. выражает несогласие с решением суда, полагая, что суд неправильно применил закон, подлежащий применению. Указывает, что он замещал должность главы администрации ... сельского совета с 23 декабря 1996 года по 10 ноября 2005 года, его стаж в данной должности составляет 8 лет 10 месяцев, уволен по соглашению сторон - пункт 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Таким образом, по мнению заявителя, имеется вся совокупность условий, предусмотренных пунктом 3 Положения о назначении, перерасчете размера и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования " ... сельское поселение" Республики Марий Эл от 30 апреля 2013 года для назначении ему пенсии за выслугу лет. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Представитель третьего лица Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе Республики Марий Эл, извещенного о времени и месте судебного заседания на рассмотрение дела не явился, 9 декабря 2013 года в суд поступило заявление третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав объяснения Завойскина В.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и просившего об отмене решения суда, представителя администрации муниципального образования " ... сельское поселение", просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда не находит.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно Закону Республики Марий Эл от 12 марта 2002 года N 6-3
"О реестре должностей муниципальной службы в Республике Марий Эл" должность главы администрации сельского (городского) поселения является должностью муниципальной службы.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. Согласно пункту 12 части 1 статьи 11 указанного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Такое пенсионное обеспечение, в силу пункта 1 статьи 24 названного Федерального закона, предусматривающего распространение в полном объеме на муниципального служащего прав государственного гражданского служащего в области пенсионного обеспечения, осуществляется на основе законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления и по своей правовой природе, так же как и доплаты к пенсии (пенсии за выслугу лет) государственным гражданским служащим, является дополнительным обеспечением, предоставляемым за счет средств соответствующих бюджетов. Законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ).
Законом Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года N 194- III
"О государственной службе в Республике Марий Эл" установлены условия предоставления пенсии за выслугу лет различным категориям государственных гражданских служащих.
Часть 1 статьи 16 названного Закона определяет, что лица, замещавшие по состоянию на 1 октября 1995 года и позднее должности государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственные должности государственной службы Республики Марий Эл, государственные должности государственных служащих Республики Марий Эл (далее - гражданские служащие), при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственной службы Республики Марий Эл, государственных должностей государственных служащих Республики Марий Эл (далее - должности гражданской службы Республики Марий Эл) не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 3, 7 - 9 части 1 статьи 33, пунктами 1, 8.2 и 8.3 части 1 статьи 37, пунктами 2 - 4 части 1 и пунктами 2 - 4 части 2 статьи 39 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с государственной гражданской службы Республики Марий Эл по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона
"О государственной гражданской службе Российской Федерации", до приобретения права на трудовую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности гражданской службы Республики Марий Эл не менее 7 лет (часть 2 статьи 16 Закона Республики Марий Эл от 23 февраля 1995 года N 194-III "О государственной службе в Республике Марий Эл").
Согласно пункту 1 Положения о назначении, перерасчете размера и выплате пенсии за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования " ... сельское поселение" Республики Марий Эл, утвержденного собранием депутатов ... сельского поселения ... муниципального района от 30 апреля 2013 года, лица, замещающие по состоянию на 1 октября 1995 года и позднее должности муниципальной службы (муниципальные должности муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципальные служащие), при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещении должностей муниципальной службы (муниципальных должностей муниципальной службы) в органах местного самоуправления муниципального образования " ... сельское поселение" (должности муниципальной службы) не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с муниципальной службы (муниципальная служба) по основаниям предусмотренным пунктами 1-3, 6-9 части 1 статьи 77, пунктами 1-3 части 1 статьи 81, пунктами 2, 5 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 02 марта 2003 года N25-ФЗ
"О муниципальной службе в Российской Федерации (с учетом положений, предусмотренных абзацами вторым и третьим настоящего пункта).
Муниципальные служащие при увольнении с муниципальной службы по основаниям, предусмотренным пунктами 1-3, 6, 7 части 1 статьи 77, пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", имеют право на пенсию за выслугу лет, если на момент освобождения от должности они имели право на трудовую пенсию по старости (инвалидности) и непосредственно перед увольнением замещали должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Завойскин В.М. с 23 декабря 1996 года избран главой администрации ... сельсовета. 10 ноября 2005 года уволен по соглашению сторон, пункт 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. По достижению возраста ... лет, то есть с 21 марта 2007 года Завойскину В.М. назначена и выплачивается трудовая пенсия по старости.
На основании протокола "номер" заседания комиссии по установлению стажа муниципальным служащим для назначения пенсии за выслугу лет от 16 июля 2013 года Завойскину В.М. отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с отсутствием правовых оснований.
Разрешая спор, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец на момент увольнения с должности главы администрации ... сельского совета по соглашению сторон 10 ноября 2005 года права на трудовую пенсию не имел, так как на тот момент ему исполнилось ... лет. Такое право он приобрел только 21 марта 2007 года, на трудовую пенсию Завойскин В.М. вышел не с должности муниципального служащего.
Таким образом, суд правильно указал, что, имея необходимый стаж муниципальной службы, права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим в соответствии с законодательством о муниципальной службе истец не имеет. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 14 октября 2013 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался ответчик в суде первой инстанции, были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана соответствующая правовая оценка, оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Марий Эл от
14 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Завойскина В.М. - без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
О.В. Клюкина
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.