Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Г.К. Екония
судей А.О. Бажанова
В.А. Ганченковой
с участием секретаря судебного заседания Н.В. Сухойкиной
рассмотрела в открытом судебном заседании от 26 ноября 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа Саранск на решение Ленинского районного суда города Саранска от 27 августа 2013 года.
Заслушав доклад судьи Г.К. Екония, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района города Саранска обратился в суд с исковыми требованиями в защиту законных интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа Саранск об оспаривании бездействия администрации городского округа и её департамента по социальной политике, не обеспечивающих реализацию прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа, и об открытии дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа.
В обоснование исковых требований указал на то, что по состоянию на 1 июня 2013 года в очереди на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа Саранск состояло 3570 детей.
Наличие дефицита свободных мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях городского округа нарушает конституционные права неопределённого круга лиц на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относится к вопросам местного значения городского округа и полномочиям администрации городского округа.
Меры, принимаемые администрацией городского округа по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, недостаточны.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации городского округа и её департамента по социальной политике, не обеспечивающих реализацию прав граждан на общедоступное бесплатное дошкольное образование на территории городского округа, и обязать администрацию городского округа принять меры к открытию дополнительных 3570 мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа в срок до 1 июня 2015 года.
В последующем прокурор исковые требования уточнил и просил суд обязать администрацию городского округа принять меры к открытию дополнительных 1610 мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа в срок до 1 июня 2015 года.
Решением Ленинского районного суда города Саранска от 27 августа 2013 года исковые требования удовлетворены.
Представитель Администрации городского округа Саранск Р.К. Юськаев подал апелляционную жалобу на решение суда, ссылаясь на то, что: администрация городского округа принимает меры по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа; суд признал незаконным бездействие Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск, зарегистрированного в качестве юридического лица и не привлечённого к участию в деле; заявлением от 27 августа 2013 года прокурор уточнил исковые требования, фактически отказался от требований о признании незаконным бездействия администрации городского округа и её департамента по социальной политике, и, принимая решение, суд вышел за пределы заявленных требований; администрация городского округа как ответчик по заявленным требованиям определена прокурором и судом неправильно, поскольку в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" Правительство Российской Федерации обязано обеспечить достижение к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трёх до семи лет, и в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" общедоступность дошкольного образования может быть обеспечена только при непосредственном участии всех органов власти (федеральной, республиканской и местной); установленный судом срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено (до 1 июня 2015 года), не обоснован и не согласуется со сроком обеспечения доступности дошкольного образования для детей, установленным Указом Президента Российской Федерации (к 2016 году); указанный в решении суда возраст детей, в отношении которых должна быть обеспечена доступность дошкольного образования (от 0 до 7 лет), не согласуется с возрастом детей, определённым Указом Президента Российской Федерации (от 3 до 7 лет); способы открытия дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа в резолютивной части решения суда не указаны, и формулировка резолютивной части решения суда не даёт однозначного понимания о тех действиях, которые должна совершить администрация городского округа в целях исполнения решения суда.
Помощник прокурора Ленинского района города Саранска Е.В. Адмаева подала возражения на апелляционную жалобу, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 7 ноября 2013 года постановлено о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
Основанием для вынесения такого определения послужило то, что суд первой инстанции признал незаконным бездействие Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск, не привлечённого к участию в деле.
Этим же определением судебной коллегии департамент по социальной политике администрации городского округа привлечён к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В судебное заседание прокурор Ленинского района города Саранска и представитель Министерства образования Республики Мордовия не явились. О времени и месте судебного заседания указанные лица были надлежаще извещены, сведений о причинах неявки не представили, и отложить разбирательство дела не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель Администрации городского округа Саранск Р.К. Юськаев и представитель Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск Р.П. Вакорина доводы апелляционной жалобы поддержали.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района города Саранска Т.В. Князькина относительно апелляционной жалобы возразила и суду представила заявление и.о. прокурора Ленинского района города Саранска Р.З. Мяльдзина об отказе от исковых требований к Департаменту по социальной политике Администрации городского округа Саранск.
Рассмотрев дело, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц.
Обращаясь в суд с исковым заявлением в защиту законных интересов неопределённого круга лиц, прокурор в заявлении указал на то, что численность детей, нуждающихся в устройстве в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, изменяется и определить круг лиц, интересы которых нарушены, не представляется возможным.
Между тем количество дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях городского округа, к открытию которых прокурор просил суд обязать администрацию городского округа принять меры, и, соответственно, предмет исковых требований определены прокурором исходя из общего количества лиц, состоящих в очереди на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа. При этом очевидно, что круг лиц, состоящих в очереди на зачисление в муниципальные дошкольные образовательные учреждения городского округа, индивидуализирован и носит определённый характер.
При таких обстоятельствах исковое заявление предъявлено в защиту законных интересов определённого круга лиц прокурором, которому федеральным законом не предоставлено такое право.
В силу положений пункта 1 части первой статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, если заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым настоящим Кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право.
В соответствии с абзацем вторым статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса.
В связи с этим решение суда подлежит отмене с прекращением производства по делу по вышеуказанному основанию. При этом отказ прокурора от части исковых требований на основания прекращения производства по делу не влияет.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска от 27 августа 2013 года отменить и производство по делу прекратить.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.