Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Тамарова Ю.П.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
при секретаре судебного заседания Кузнецовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 12 ноября 2013 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаева Р.К. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района города Саранска обратился в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, понуждении создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания с оборудованием мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены факты ненадлежащего исполнения городской администрацией мер по беспрепятственному доступу инвалидов к объектам социальной инфраструктуры города и установлено, что по улице Республиканской города Саранска в районе здания Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия не созданы необходимые места официальных стоянок для транспортных средств и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.
В связи с этим, просил признать незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, обязать Администрацию городского округа Саранск в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия оборудовать на ней специальные места для парковки специальных транспортных средств инвалидов.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, на Администрацию городского округа Саранск возложена обязанность в срок до 1 мая 2014 года создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, оборудовать на ней специальные места для парковки специальных транспортных средств инвалидов, на каждом из которых установить дорожный знак 6.4 "Место стоянки", информационные таблички 8.2,5 "Зона действия", 8.17 "Инвалиды".
Не согласившись с принятым решением районного суда, начальник Юридического управления Администрации городского округа Саранск Юськаев Р.К. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с апелляционной жалобой, в которой просил отменить решение суда, поскольку Администрация городского округа Саранск не является органом, на которое может быть возложена обязанность по оборудованию парковочной стоянки возле здания Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, так как по смыслу исковых требований речь идёт об организации доступа именно к зданию суда. Поскольку финансовое обеспечение деятельности федеральных судов общей юрисдикции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в порядке, установленном законодательством, финансовое обеспечение районных судов осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, в связи с чем, обязанность по оборудованию парковочной стоянки лежит на собственнике здания, тем самым иск предъявлен к ненадлежащему ответчику. Более того, истцом не доказано о наличии технической возможности организации стоянки транспортных средств возле здания суда, в том числе на соответствие СНиПам, размерам земельного участка и площади парковки, противопожарным расстояниям от площадки для хранения автомобилей до здания и жилых домов, расположенных на противоположной стороне от здания Ленинского районного суда города Саранска, необходимости и целесообразности ликвидации зеленых насаждений, расположенных между зданием суда и дорожным полотном, а также не указано, в каком месте должна быть расположена данная стоянка.
В возражениях, поданных на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Ленинского района города Саранска Мещерякова И.М., просила решение районного суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители третьих лиц Управления Судебного департамента в Республике Мордовия, Территориального Управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще (л.д.155,158,160), о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили. При этом от начальника Управления Судебного департамента в Республике Мордовия Тюкина Г.Я. поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя данного юридического лица.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Исайкин Д.М., третьего лица Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" Милешин Е.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, прокурор Пивкина Е.А. возразила относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Саранска проведена проверка исполнения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
В настоящее время по улице Республиканской города Саранска в районе здания Ленинского районного суда города Саранска не созданы необходимые места официальных стоянок для транспортных средств и места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов с применением дорожного знака 6.4 "Место стоянки" и табличкой 8.17 "Инвалиды".
Материалами дела установлено, что автодорога, протяженностью 2771,4 п.м., инв. N 549, расположенная по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Ленинский район, ул. Республиканская, от дома N 2 до дома N 151, находится в собственности городского округа Саранск, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 13 ГА 560360 от 18 октября 2011 года и находится на балансе Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства".Земельный участок для эксплуатации здания, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Республиканская, д. 94, находится в постоянном (бессрочном) пользовании Управления Судебного департамента в Республике Мордовия, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12 апреля 2007 года.
Здание Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Республиканская, д. 94 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Управлению Судебного департамента в Республике Мордовия.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Разрешая заявленные прокурором требования и признавая незаконным бездействие Администрации городского округа Саранск, выразившееся в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, а также возлагая обязанность создать место официальный стоянки для транспортных средств (парковочные места), суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения, созданию и оборудованию мест стоянок для транспортных средств лиц с ограниченными возможностями законодательно возложена на Администрацию городского округа Саранск.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
В соответствии с нормами частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Действительно, согласно статье 15 Федерального закона от 24 ноября 1999 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Вышеуказанной статьей поименованного закона предусмотрено выделение не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства, на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений.
Вместе с тем, судом первой инстанции не учтен тот факт, что положений о создании (оборудовании) специальных стоянок и подъездных путей к ним для маломобильных групп населения и инвалидов вышеуказанный закон не содержит.
Более того, заявляя вышеуказанные требования, прокурором не указан способ защиты нарушенного права, а именно, не указано, в каком месте должна быть расположена данная парковочная стоянка.
Суд также не принял во внимание положения Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", предусматривающего противопожарное расстояние от открытых организованных автостоянок до земельных участков административных зданий.
Тем самым прокурором не представлено доказательств о наличии технической возможности организации стоянки транспортных средств возле здания суда, в том числе на соответствие СНиПам, размерам земельного участка и площади парковки, противопожарным расстояниям от площадки для хранения автомобилей до здания и жилых домов, расположенных на противоположной стороне от здания Ленинского районного суда города Саранска, необходимости и целесообразности ликвидации зеленых насаждений, расположенных между зданием суда и дорожным полотном.
Кроме того, удовлетворяя заявленные требования, районный суд возложил на Администрацию городского округа Саранск обязанность по созданию места официальный стоянки для всех транспортных средств (парковочные места), а не только для специальных автотранспортных средств инвалидов, что не входит в полномочия органов местного самоуправления.
С учетом этого доводы представителя городской администрации о том, что исходя из предмета заявленных требований, Администрация городского округа Саранск не является органом, на которое может быть возложена данная обязанность по оборудованию парковочной стоянки возле здания Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, заслуживают внимания.
В связи с этим, решение суда подлежит отмене, по делу следует вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Саранска о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, понуждении создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания с оборудованием специальных мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 июля 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района города Саранска к Администрации городского округа Саранск о признании незаконным бездействия Администрации городского округа Саранск, выразившегося в непринятии мер по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов и законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения по беспрепятственному доступу инвалидов к зданию Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия, понуждении создать место официальной стоянки для транспортных средств (парковочные места) около здания с оборудованием специальных мест для парковки специальных транспортных средств инвалидов, отказать.
Судья-председательствующий Ю.П. Тамаров
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.