Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Бажанова А.О.
Ганченковой В.А.
с участием секретаря судебного заседания Косолаповой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 28 ноября 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия Антонюка Н.М. на решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Карташков В.Ю. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Мордовия о признании протокола заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 19 июля 2012 года N 12 в части отказа ему во включении в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на 2013 год незаконным, о включении в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на 2014 год по УФСИН России по Республике Мордовия; к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия о признании протокола заседания жилищной комиссии N 10 от 11 октября 2012 года ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия в части исключения его из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФКУ ИК-1 незаконным и о восстановлении в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия с 14 мая 1999 года; о признании его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на 2014 год по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия.
В обоснование иска указал, что с 29 августа 2005 года по 30 апреля 2010 года он проходил службу в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия и состоял в списках очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий сотрудников Учреждения ЖХ-385/1 с 14 мая 1999 года. В 2009 году ему стало известно, что его исключили из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий сотрудников ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия (ранее Учреждения ЖХ-385/1).
26 мая 2009 года он был восстановлен в списках очередности на улучшение жилищных условий с 14 мая 1999 года.
Согласно протоколу N 12 заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия от 19 июля 2012 года Карташкову В.Ю. было отказано во включении в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на 2013 год по тем основаниям, что в предоставленных материалах учетного дела отсутствуют документы, подтверждающие его первоначальную постановку учет.
С учётом уточненных требований просил признать незаконным протокол заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия N 12 от 19 июля 2012 года в части отказа во включении его в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" на 2013 год по УФСИН России по Республике Мордовия; обязать включить его в Сводный список граждан - участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по УФСИН России по Республике Мордовия на 2014 год; признать протокол заседания жилищной комиссии N 10 ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия от 11 октября 2012 года в части исключения его из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия незаконным и восстановить в очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия с 14 мая 1999 года; признать его участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на 2014 год по ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия.
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года исковые требования Карташкова В.Ю. удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе начальник ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия Антонюк Н.М. просил отменить решение суда, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, отсутствие доказательств для установления фактов, которые суд первой инстанции счел установленными. Полагает, что Карташковым В.Ю. был написан рапорт о выделении квартиры Пяткиной, а не о включении его в список на получение жилья; истец необоснованным образом был включен в список очередности сотрудников, имеющих право на улучшение жилья; в период с августа 2000 года по 20 мая 2009 года Карташков В.Ю. не интересовался, состоит ли он на учёте, не предоставлял документов ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учёте, в связи с чем истец обоснованно был снят с данного учета за неисполнение указанных обязательств.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Карташков В.Ю. просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель УФСИН России по Республике Мордовия Абанина Н.Н. доводы апелляционной жалобы поддержали, истец Карташков В.Ю., третье лицо К.Е.И. возразили относительно жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, с 14 мая 1999 года Карташков В.Ю. включен в список очередности сотрудников Учреждения ЖХ-385/1 на улучшение жилищных условий.
Согласно приказу ФБУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия N 221 л/с от 30 апреля 2010 года Карташков В.Ю. был уволен со службы на основании пункта "б" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 по достижении предельного возраста.
Согласно протоколу заседания жилищной - бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия N от 12 апреля 2012 года Карташков В.Ю. был признан участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", на 2011-2015 годы, на 2013 год и был включен в Сводный список ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия участников данной подпрограммы на 2013 год.
В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии УФСИН России по Республике Мордовия N 12 от 19 июля 2012 года истцу было отказано во включении в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище", на 2011-2015 годы, на 2013 год, по тем основаниям, что в предоставленных материалах учетного дела отсутствуют документы, подтверждающие первоначальную постановку на жилищный учет.
Согласно протоколу заседания жилищной бытовой комиссии ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия N 10 от 11 октября 2012 года Карташков В.Ю. был исключен из списка очередности на получение жилья и улучшение жилищных условий ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия, в виду отсутствия документов, послуживших основанием принятия на жилищный учет Карташкова В.Ю.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, лицами, участвующими в деле не оспаривались, и сомнений в их достоверности не вызывают.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу о том, что истец имеет право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, поскольку подпадает под категорию граждан, предусмотренную пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, имеет право на включение его в Сводный список на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации данной подпрограммы в связи с тем, что истец с семьей нуждается в улучшении жилищных условий.
Данный вывод суда основан на правильном применении норм материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 153 от 21 марта 2006 года установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Как следует из пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют указанные в данном пункте категории граждан Российской Федерации, в том числе сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
В соответствии с пунктом 7 Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы в уголовно-исполнительной системе, утвержденной Приказом ФСИН России от 4 июня 2007 года N 287, организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Формирование списка осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
Руководствуясь вышеуказанными положениями закона, принимая во внимание нуждаемость истца в жилом помещении, установленную с 14 мая 1999 года и существующую до настоящего времени, а также и то обстоятельство, что Карташков В.Ю. не получал субсидий на приобретение жилья, суд первой инстанции обоснованно признал требования истца подлежащими удовлетворению.
Довод апелляционной жалобы о том, что Карташковым В.Ю. был написан рапорт о выделении квартиры Пяткиной, а не о включении его в список на получение жилья, отклоняется, поскольку из книги регистрации заявлений о принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий Учреждения ЖХ-385/1 следует, что Карташков В.Ю. подал заявление об улучшении жилищных условий и оно зарегистрировано 14 мая 1999 года.
Довод в апелляционной жалобе о том, что истец необоснованным образом был включен в список очередности сотрудников, имеющих право на получение квартиры и на улучшение жилья, не может послужить основанием для отмены принятого решения в виду следующего.
Согласно абзацу 6 подпункту "а" пункта 5 указанных Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Поэтому право истца на участие в подпрограмме как сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прослужившего 10 лет и более и подлежащего увольнению со службы, обусловлено необходимостью быть признанным нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что в период с августа 2000 года по 20 мая 2009 года Карташков В.Ю. не интересовался, состоит ли он на учёте, не предоставлял документов для ежегодной перерегистрации граждан, состоящих на учёте, в связи с чем он был снят с учета, основан на неверном толковании норм материального права.
Действующее законодательство не содержит такого основания для снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, как непредоставление документов, подтверждающих право состоять на данном учете.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства Российской Федерации, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенными судом первой инстанции толкованием действующего законодательства и оценкой представленных по делу доказательств в отсутствие оснований у суда второй инстанции для переоценки этих доказательств.
По мнению коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для их выяснения, установления прав и обязанностей сторон, выводы суда мотивированы, соответствуют выясненным обстоятельствам, требованиям закона и в апелляционной жалобе не опровергнуты.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 6 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Мордовия Антонюка Н.М. - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Г.К. Екония
Судьи А.О. Бажанов
В.А. Ганченкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.