Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А.
Середы Л.И. при секретаре судебного заседания Сухойкиной Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 3 декабря 2013 года в городе Саранске дело по апелляционной жалобе начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. на решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25 сентября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Евлашева С.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование требований указала, что решением пенсионного органа ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Считала действия ответчика неправомерными и нарушающими её законное право на досрочное пенсионное обеспечение.
Просила суд признать решение начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия N 321 от 11 июля 20013 года незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью периоды учёбы в "данные изъяты" институте "данные изъяты" с 1 сентября 1986 года по 14 сентября 1989 года и с 1 января 1990 года по 4 июля 1990 года, назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 4 июля 2013 года и взыскать с ответчика в её пользу государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25 сентября 2013 года исковые требования Евлашевой С.П. удовлетворены.
В апелляционной жалобе начальник Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Круглякова Г.А. считала решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просила его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм пенсионного законодательства и указала, что: действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж по педагогической деятельности периодов обучения в высшем учебном заведении; периоды учёбы в педагогическом институте не могут быть рассмотрены как соответствующая профессиональная деятельность.
В судебное заседание представитель истицы Кувшинов В.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении (л.д.100), о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил, и отложить разбирательство дела суд не просил.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещённых о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Скопцова С.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала, истица Евлашева С.П. возразила относительно неё.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.
Как усматривается из трудовой книжки Евлашевой (Серовой) С.П. с 28 октября 1985 года по 20 августа 1986 года она работала в должности старшей пионервожатой в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении " "данные изъяты""; с 21 августа 1986 года зачислена в число студентов 1 курса дневного отделения факультета русского языка и литературы "данные изъяты" института им "данные изъяты"; 15 августа 1990 года отчислена из числа студентов в связи с окончанием института; с 15 августа 1990 года по 4 ноября 1993 года работала в должности учителя русского языка и литературы в Муниципальном общеобразовательном учреждении " "данные изъяты"".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, сторонами не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно подпункту 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 7 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в их числе лица, осуществляющие педагогическую деятельность, в государственных, и муниципальных учреждениях для детей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения засчитывалось в стаж работы по специальности время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Разрешая заявленные истицей требования о назначении пенсии, суд верно установил юридически значимые обстоятельства дела, исследовал доказательства, пришел к обоснованному выводу о необходимости включения спорных периодов учебы истице в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости и назначил досрочную пенсию, поскольку при оценке пенсионных прав истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости подлежало применению законодательство, действующее на момент обучения ее в высшем учебном заведении.
Такие выводы суда первой инстанции являются правильными.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрено включение в специальный стаж по педагогической деятельности периодов обучения в высшем учебном заведении, является несостоятельным, поскольку вышеуказанным Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, действующим во время учебы истицы педагогическом институте это допускалось, при условии, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в институте (а не его часть) подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если времени обучения непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.
Из материалов дела усматривается, что работа истицы в должности старшей пионервожатой предшествовала периоду обучения в педагогическом институте, а работа в должности учителя русского языка и литературы следовала непосредственно после окончания высшего учебного заведения.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись правовые основания для включения периодов обучения истицы в педагогическом институте в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
По вышеназванным основаниям отклоняются и доводы жалобы о том, что периоды учёбы в педагогическом институте не могут быть рассмотрены как соответствующая профессиональная деятельность.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных обеими сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 25 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ковылкинском муниципальном районе Республики Мордовия Кругляковой Г.А. - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Г.К. Екония
Судьи В.А. Ганченкова
Л.И. Середа
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.