Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Адушкиной И.В.
судей Володиной Г.Ф.
Скипальской Л.И.
при секретаре судебного заседания Крыловой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 декабря 2013 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционной жалобе начальника Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Забайкина С.В. на решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Володиной Г.Ф., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
УСТАНОВИЛА:
Колотков Н.Ф. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия (далее по тексту - ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия) о включении периодов работы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
В обоснование требований указал, что в период с 13 марта 1998 года по 30 марта 2011 года он проходил службу в следственном изоляторе N 3 ОИН МВД Республики Мордовия, позднее переименованном в ФГУ ИЗ-13/3 УФСИН России по Республике Мордовия. На основании приказа N62 л/с от 30 марта 2011 года он был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. При увольнении ему объявили расчет выслуги лет для назначения пенсии, который составлял в льготном исчислении 20 лет 10 месяцев 10 дней.
В указанном учреждении он проходил службу в должностях младшего инспектора, младшего инспектора второй и первой категорий отдела режима, позднее отдела безопасности. В его должностные обязанности входили функции обеспечения надзора за лицами, содержащимися в режимных корпусах следственного изолятора. С 1993 года и до его увольнения в СИЗО функционировала медицинская часть для лечения больных, в связи с чем существовал специальный режимный корпус "Стационар" в количестве 13 режимных камер. В 5 камерах корпуса содержались подозреваемые, обвиняемые в совершении преступлений, больные туберкулезом, в том числе часть из них в открытой форме.
В период прохождения службы в 2001-2011 годах он периодически заступал на службу в стационар. Смена составляла 12 часов, службу он нес посменно в дневное и ночное время.
27 января 2003 года начальником СИЗО-3 был издан приказ N10 "Об утверждении списка сотрудников, проходивших службу в медицинской части СИЗО-3", которым на начальника медицинской части возлагалась обязанность вести учет рабочего времени сотрудников, проходивших службу в медицинской части, осуществляющей лечение и содержание лиц, больных туберкулезом. Согласно приказу УИН по Республике Мордовия N156л/с от 03 апреля 2013 года "Об объявлении льготного исчисления выслуги лет сотрудникам следственного изолятора N 3" ему (истцу) засчитан в выслугу лет период несения им службы по надзору за лицами, больными туберкулезом, с 12 марта 2001 года по 31 декабря 2002 года на льготных условиях - один день службы за два. Однако в последующем приказы о выслуге лет сотрудников, учет рабочего времени сотрудников, проходивших службу в медицинской части, не производился.
Полагал, что данное обстоятельство не может служить основанием для отказа ему в зачете периода службы в выслугу лет в льготном исчислении. Его заявление о перерасчете количества рабочего времени прохождения службы в медицинской части, а также о включении периода несения им службы в медицинской части в льготном исчислении оставлено начальником СИЗО N3 без удовлетворения.
Просил суд обязать ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия включить периоды несения им службы в 2003-2011 годах в части надзора за лицами, больными открытой формой туберкулеза, содержащимися в следственном изоляторе, в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за два, произвести общий расчет выслуги лет с применением льготного исчисления, а также произвести выплату пенсии с учетом перерасчета.
Решением Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2013 года постановлено: "Исковое заявление Колоткова Н.Ф. удовлетворить. Обязать Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N3" УФСИН России по Республике Мордовия:
включить периоды службы Колоткова Н.Ф. на должностях младшего инспектора, младшего инспектора 2 категории и младшего инспектора 1 категории Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N3" УФСИН России по Республике Мордовия в январе 2003 года в количестве 1 дня, в феврале 2003 года в количестве 13 дней, в марте 2003 года в количестве 3 дней, в мае 2003 года в количестве 1 дня, в июне 2003 года в количестве 1 дня, в августе 2003 года в количестве 16 дней, в ноябре 2003 года в количестве 12 дней; в мае 2005 года в количестве 4 дней, в июне 2005 года в количестве 1 дня; в октябре 2006 года в количестве 14 дней; в феврале 2008 года в количестве 1 дня, в марте 2008 года в количестве 1 дня, в июне 2008 года в количестве 1 дня, в августе 2009 года в количестве 1 дня, в октябре 2010 года в количестве 1 дня, в декабре 2010 года в количестве 16 дней, в январе 2011 года в количестве 15 дней, в феврале 2011 года в количестве 13 дней, в марте 2011 года в количестве 1 дня, а всего в количестве 116 дней в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении: один месяц службы за два месяца;
произвести расчет выслуги лет Колоткову Н.Ф. с применением периодов службы Колоткова Н.Ф., дающих право для назначения пенсии в льготном исчислении".
В апелляционной жалобе начальник ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия Забайкин С.В. с решением суда не согласен, просит его отменить, вынести по делу новое решение. Указал, что в соответствии с приказом УИН Минюста России по Республике Мордовия от 03.04.2003 N 156 л/с "Об объявлении льготного исчисления выслуги лет сотрудникам следственного изолятора N 3 УИН Минюста России по республике Мордовия" Колоткову Н.Ф. засчитан период фактического несения службы по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один день службы за два в количестве 56 дней, в льготном исчислении - 112 дней. Данная информация после поступления приказа в учреждение была приобщена в личное дело Колоткова Н.Ф. С записями в личном деле Колотков Н.Ф. был ознакомлен 19.11.2007 и 17.03.2011, что подтверждается его личными подписями. Указанный период включен в расчет выслуги лет для назначения пенсии Колоткова Н.Ф., с которым он также ознакомлен под роспись. Указал также, что в следственном изоляторе N 3 для содержания и лечения больных активными формами туберкулеза функционировало туберкулезное отделение медицинской части, расположенное на 1-м этаже корпуса "Санчасть". Отдельный пост у туберкулезного отделения по осуществлению надзора за лицами, содержащимися в отделении, не выставлялся. В штате туберкулезного отделения, согласно штатной расстановке, Колотков Н.Ф. не состоял. С июля 2005 года туберкулезное отделение медицинской части следственного изолятора N 3 ликвидировано. В своем заявлении Колотков Н.Ф. ссылался на приказ Минюста Российской Федерации от 01.12.2005 N 233 "Об утверждении Перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях". В соответствии с данным приказом медицинские части следственных изоляторов не значатся в Перечне. Вышеуказанный приказ признает утратившим силу и приказ Минюста России от 06.06.2002 N 152 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2002 N 132".
В возражениях на апелляционную жалобу Колотков Н.Ф. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представитель третьего лица - УФСИН России по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом путем заблаговременного направления адресату по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки указанное лицо суд не известило, и отложить разбирательство дела суд не просило.
Истец Колотков Н.Ф. в заявлении от 11 декабря 2013 года просил рассмотреть дело в его отсутствие, просил также оставить апелляционную жалобу ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия без удовлетворения.
Юрисконсульт юридической группы ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия Холодова Н.М. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя учреждения.
При таких обстоятельствах и на основании частей третьей, пятой статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными, стороны вправе просить о рассмотрении дела в их отсутствие, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим оставлению без изменения.
Из материалов дела усматривается, что Колотков Н.Ф. в период с 13.03.1998 по 14.09.1998 являлся стажером по должности младшего инспектора следственного изолятора N3 МВД Республики Мордовия; с 14.09.1998 по 23.09.2002 состоял в должности младшего инспектора следственного изолятора N3 УИН МЮ Российской Федерации по Республике Мордовия; с 23.09.2002 по 21.04.2005 - в должности младшего инспектора 2 категории отдела режима Следственного изолятора N3 УИН МЮ России по Республике Мордовия, с 21.04.2005 по 06.05.2008 - младшего инспектора 2 категории отдела режима ФГУ ИЗ-13/3 УФСИН России по Республике Мордовия; с 06.05.2008 по 30.03.2011 - младшего инспектора 1 категории дежурной службы ФБУ ИЗ-13/3 УФСИН России по Республике Мордовия.
ФКУ "Следственный изолятор N3" УФСИН России по Республике Мордовия является правопреемником ФБУ ИЗ-13/3 УФСИН России по Республике Мордовия и ФГУ ИЗ-13/3 УФСИН России по Республике Мордовия, которое в свою очередь является правопреемником Следственного изолятора N3 УИН Министерства юстиции России по Республике Мордовия.
С 30 марта 2011 года Колотков Н.Ф. уволен из органов уголовно-исполнительной системы по выслуге срока службы, дающего право на пенсию.
Из сообщения ФКУ "Следственный изолятор N3" УФСИН России по Республике Мордовия от 21.03.2013 следует, что Колоткову Н.Ф. за период его службы в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях засчитан период фактического несения им службы по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом, в количестве 56 дней, что соответствуют льготному исчислению - 112 дней. Во включении периода несения службы в стационаре в выслугу лет в льготном исчислении из расчета один день несения службы за два дня и производстве расчета выслуги лет с учетом льготного исчисления отказано.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что за период фактического несения службы Колотковым Н.Ф. с 12.03.2001 по 31.12.2002 по конвоированию осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом, в льготный стаж для назначения пенсии из расчета один день несения службы за два дня, ему засчитано 56 дней, что соответствует 112 дням в льготном исчислении
В соответствии с абзацем 3 подпункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, распространяются: на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей).
Согласно пункту статьи 18 указанного закона время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N4468-1, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицами, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы".
Согласно абзацу 12 подпункта "в" пункта 3 указанного постановления Правительства Российской Федерации (в редакции от 26.02.2002 N132), в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях один месяц службы за два месяца в исправительно-трудовых учреждениях, исправительных учреждениях, предназначенных для содержания и лечения осужденных инфекционных больных и содержания осужденных с пожизненным сроком, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, уволенным после 20 июля 1992 года, а в медицинских противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы - с 12 марта 2001 года по перечню организаций, должностей и на условиях, определяемых Министром юстиции Российской Федерации.
Из Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 06 июня 2002 года N152 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2002 года N 132", действовавшим на момент прохождения истцом службы, утратившим силу в связи с изданием Приказа Минюста Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 233, следует, что правом на льготное исчисление из расчета один месяц службы за два месяца обладают лица, проходившие службу в противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы, перечисленных в Перечне организаций, в частности туберкулезные больницы и их отделения (участки), которые могут создаваться как самостоятельные учреждения здравоохранения УИС Минюста России, так и в составе следственного изолятора и (или) исправительного учреждения, а также медицинские части исправительных учреждений и (или) следственных изоляторов, в которых осуществляется содержание и лечение осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом; и лица, проходившие службу в уголовно-исполнительной системе, не входящие в состав противотуберкулезных организаций, но закрепленные за медицинскими противотуберкулезными организациями, а также за локальными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом в соответствии с Перечнем должностей.
Аналогичные по содержанию положения содержит и сохраняющий силу Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 233 "Об утверждении перечней должностей, предприятий, учреждений, организаций уголовно-исполнительной системы, служба в которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях", согласно которому правом на льготное исчисление из расчета один месяц службы за два месяца обладают лица, проходившие службу в противотуберкулезных организациях уголовно-исполнительной системы, перечисленных в Перечне организаций, в частности туберкулезные больницы, а также подразделения, осуществляющие медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, больных туберкулезом (Приложение N1); и сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов, закрепленные приказом органа или учреждения УИС Минюста России, ФСИН России за изолированными участками для содержания и лечения больных активным туберкулезом, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующих с больными активной формой туберкулеза (Приложение N2).
Удовлетворяя исковые требования Колоткова Н.Ф., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Колотков Н.Ф. имеет право на включение в его стаж на льготных условиях оспариваемых периодов работы в соответствии с пунктом 1 Перечня должностей, указанного в Приложении N 2 к приказу Минюста Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 233.
Согласно пункту 2.3 Устава ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН Российской Федерации по Республике Мордовия одним из видов деятельности Учреждения является деятельность по охране здоровья, а для достижения своих целей, Учреждение, в том числе осуществляет медико-санитарное обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, реализуя исполнение санитарно-гигиенических требований, направленных на охрану здоровья, а также оказание медицинской помощи в объемах, предусмотренных государственными гарантиями бесплатной медицинской помощи, по видам медицинской деятельности в соответствии с полученной лицензией; амбулаторно-поликлиническую деятельность; стационарную медицинскую деятельность; выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидимических требований; проведение лабораторных исследований по диагностике туберкулеза в полном объеме больных туберкулезом, находящихся в Учреждении (пункт 2.5.2 Устава).
Осуществление медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе осуществление стационарной помощи по направлению фтизиатрии, было предусмотрено и в Положении о ГУ "СИЗО-3" УИН МЮ Российской Федерации по Республике Мордовия, в Положении о ФГУ "СИЗО-3" УФСИН России по Республике Мордовия и в Положении о ФБУ "СИЗО-3" УФСИН России по Республике Мордовия.
Из справки от 09 августа 2013 года о периоде прохождения службы в ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Республике Мордовия Колотковым Н.Ф. в режимном корпусе N5 (в котором находятся камеры для содержания больных) следует, что продолжительность его дежурств составила: в январе 2003 года - 12 часов, в феврале 2003 года - 156 часов, в марте 2003 года - 36 часов, в мае и июне 2003 года - по 12 часов, в августе 2003 года - 192 часа, в ноябре 2003 года 144 часа, в мае 2005 года - 48 часов, в июне 2005 года - 12 часов, в октябре 2006 года - 168 часов, в феврале, марте, июне 2008 года, в августе 2009 года, в октябре 2010 года - по 12 часов, в декабре 2010 года - 192 часа, в январе 2011 года - 180 часов, в феврале 2011 года - 156 часов, в марте 2011 года - 12 часов.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что в оспариваемые периоды времени Колотков Н.Ф. не только осуществлял исполнение своих должностных обязанностей в виде несения службы в медицинской части следственного изолятора, в котором осуществлялось содержание и лечение осужденных и лиц, заключенных под стражу, больных туберкулезом, но и был фактически закреплен за медицинской частью учреждения, в которой содержались больные активной формой туберкулеза, с которыми, в силу своих должностных обязанностей, Колоткову Н.Ф. приходилось непосредственно контактировать.
Отсутствие приказов Учреждения о закреплении истца за медицинской частью и о включении его в штат медчасти не является основанием для отказа во включении оспариваемых периодов в его льготный стаж.
Доводы ответчика о том, что Колотков Н.Ф. в штате туберкулезного отделения медицинской части ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия не состоял, с июля 2005 года это отделение ликвидировано, а в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 01 декабря 2005 года N 233 медицинские части следственных изоляторов не значатся в Перечне организаций, учреждений, работа в которых давала бы право на назначение льготной пенсии, не состоятельны, поскольку наличие в оспариваемый период времени с 2003 года по 2011 год в ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия медицинской части, факт оказания Учреждением медицинской помощи больным, а также содержания в медицинской части Учреждения в этот период времени больных туберкулезом, в том числе активной формой, представителем ответчика в суде не оспаривалось.
Данные обстоятельства подтверждаются также справками ФКУ "СИЗО-3" о содержании в стационаре лиц, больных туберкулезом (л.д.49, 64, 65, 66-69, 70).
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что с момента принятия его на работу и до его увольнения в его должностные обязанности при несении службы в медицинском стационаре входило, в том числе сопровождение заключенных под стражу на прогулку, вывод их из камер, открывание и закрывание камерных дверей, сопровождение на медицинские процедуры, присутствие при таких процедурах, проведение обыска таких лиц и осуществление иных обязанностей. Указанные действия осуществлялись в отношении больных, в том числе с активной формой туберкулеза.
Указанные пояснения полностью согласуются с Должностной инструкцией младшего инспектора, утвержденной начальником ФБУ ИЗ-13/3 УФСИН России по Республике Мордовия 23 сентября 2008 года.
Таким образом, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно применив материальный закон, регулирующий данные правоотношения, обоснованно удовлетворил исковые требования.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции; основаны на неправильном применении норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и правового значения не имеют.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 322 Гражданского процессуального кодекса к апелляционной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба подлежит оплате.
Из материалов дела усматривается, что апелляционная жалоба ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия государственной пошлиной не оплачена.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым дополнить резолютивную часть решения суда указанием о взыскании с ФКУ "Следственный изолятор N 3" УФСИН России по Республике Мордовия в бюджет Торбеевского муниципального района Республики Мордовия государственной пошлины в размере 2000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Торбеевского районного суда Республики Мордовия от 22 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия Забайкина С.В. - без удовлетворения.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 3" Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия в бюджет Торбеевского муниципального района Республики Мордовия государственную пошлину в размере 2000 (две тысячи) рублей.
Судья-председательствующий Адушкина И.В.
Судьи Володина Г.Ф.
Скипальская Л.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.