Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Кокаевой Н.В.
судей Батагова А.Э., Ортабаева М.Б.
с участием прокурора Бязрова И.Ф.
при секретаре судебного заседания Будаевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Северо-Осетинского регионального отделения политической партии " ... " на решение Алагирского районного суда РСО-Алания от 30 июля 2013 года, которым в удовлетворении заявления Северо-Осетинского регионального отделения политической партии " ... " об обязании территориальную избирательную комиссию Алагирского района назначить членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей от СОРО ПП " ... " - в участковую избирательную комиссию N9 - ... N11 - ... ; в участковую избирательную комиссию N13 - ... ; в участковую избирательную комиссию N15 - ... ; в участковую избирательную комиссию N16 - ... ; в участковую избирательную комиссию N17 - ... ; в участковую избирательную комиссию N18 - ... ; в участковую избирательную комиссию N19 - ... ; в участковую избирательную комиссию N20 - ... ; УИК N21 - ... ; в участковую избирательную комиссию N22 - ... избирательную комиссию N25 - ... ; в участковую избирательную комиссию N27 - ... ; в участковую избирательную комиссию N28 - ... ; в участковую избирательную комиссию N29 - ... ; в участковую избирательную комиссию N30 - ... ; в участковую избирательную комиссию N31 - ... ; в участковую избирательную комиссию N32 - ... ; в участковую избирательную комиссию N33 - ... ; в участковую избирательную комиссию N34 - ... отказано.
Заслушав доклад судьи Ортабаева М.Б., объяснения представителя Северо-Осетинского регионального отделения политической партии " ... " - Халлати А.Б., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения председателя территориальной избирательной комиссии Алагирского района - Агузарова В.С., заключение прокурора Бязрова И.Ф. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Северо-Осетинское региональное отделение политической партии " ... " (далее по тексту - СОРО ПП " ... ") обратилось в суд с заявлением об оспаривании бездействия территориальной комиссии и с просьбой обязать территориальную избирательную комиссию (далее - ТИК) Алагирского района назначить членами участковых избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей от СОРО ПП " ... ". В обоснование иска указало, что СОРО ПП " ... " является партией, выдвинувшей списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти РСО-Алания. ТИК Алагирского района должна была учесть предложения СОРО ПП " ... " и назначить в состав участковых комиссий представителей СОРО ПП " ... ", а в случае отсутствия вакансий решить вопрос о количественном составе участковых комиссий. Между тем, ТИК Алагирского района таких действий не произвела, то есть бездействовала, ограничив право заявителя на представительство в участковых комиссиях в нарушение нормативных актов.
В судебном заседании представитель СОРО ПП " ... " - Халлати А.Б. требования и доводы, изложенные в заявлении, поддержал.
Представитель территориальной избирательной комиссии Алагирского района - председатель ТИК Алагирского района Агузаров В.С. в судебном заседании требования СОРО ПП " ... " не признал, пояснив, что из назначенных ... членов комиссии с правом решающего голоса, по поступившим предложениям политических партий назначено - ... ( ... %). В общей сложности от СОРО ПП " ... " были включены в составы 12-ти УИК 35% от представленных кандидатур. Во всех УИК, где количество членов УИК было определено более 8, присутствуют представители СОРО ПП " ... ". Учитывая малочисленность избирателей муниципальных образований (до 1000 избирателей), в которых образованы от 3 до 7 членов комиссии, ТИК Алагирского района не нашла возможным включить в перечисленные заявителем 22 комиссии представителей СОРО ПП " ... ". Полагает, ТИК Алагирского района РСО - Алания незаконного бездействия не допустил, действовал в пределах полномочий определенных ФЗ от 12.06.2002 г. N67 " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и просил СОРО ПП " ... " отказать в удовлетворении требований.
По делу вынесено решение (резолютивная часть приведена выше), с которым не согласилось Северо-Осетинское региональное отделение политической партии " ... ". В апелляционной жалобе представитель СОРО ПП " ... " - Халлати А.Б. просил его отменить и удовлетворить заявленные требования.
Судебная коллегия изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав стороны и заключение прокурора, не находит оснований для отмены либо изменения решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался ст.ст.22, 27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и исходил из того, что нарушений прав СОРО ПП " ... " и требований избирательного законодательства ТИК Алагирского района РСО-Алания при формировании участковых избирательных комиссий не допущено.
С указанным выводом суда следует согласиться, поскольку он соответствует требованиям закона и установленным судом фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с п.3, п.3.1, п.5 ст.27 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N67- ФЗ от 12.06.2002 г. число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующими ее территориальной комиссией либо должностным лицом в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах: а) до 1001 избирателя - 3 - 9 членов участковой комиссии; б) от 1001 до 2001 избирателя - 7 - 12 членов участковой комиссии; в) более 2000 избирателей - 7 - 16 членов участковой комиссии.
Формирование участковой комиссии осуществляется на основе предложений, указанных в п.2 ст.22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.
Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений: а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации; б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, а также политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным п. 17 ст.35 настоящего Федерального закона; в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.
ТИК Алагирского района решениями N ... и N ... от 25.03.2013 года сформировала УИК Алагирского района по проведению выборов сроком на пять лет с указанием количества членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и с указанием лиц назначенных в их состав.
В соответствии с п.4.4 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 17.02.2010 г. N ... , если общее количество кандидатур, предложенных в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Методических рекомендаций политическими партиями, иными избирательными объединениями, превышает одну вторую от установленного числа членов данной избирательной комиссии, целесообразно, чтобы они были назначены в состав избирательной комиссии с соблюдением установленной численности и требований Федерального закона соответствующим органом с учетом максимального представительства в составе избирательной комиссии кандидатур, предложенных указанными политическими партиями, иными избирательными объединениями, а также профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.).
Уполномоченные органы при назначении членов избирательных комиссий, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, указанными в пункте 8 статьи 24, пунктах 7 и 7.1 статьи 25, пункте 7 статьи 26, пункте 5 статьи 27 Федерального закона, должны иметь в виду, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений о кандидатурах в состав избирательных комиссий.
Судом установлено, что общее количество кандидатур превысило 1/2 от установленного числа членов УИК.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ТИК Алагирского района применяя принцип максимального представительства в составе избирательных комиссий кандидатур, предложенных политическими партиями, с учетом профессиональной подготовленности к исполнению полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса (наличие образования, опыта работы и т.п.) учитывая, что закон не устанавливает приоритетов среди субъектов права внесения предложений приняла решение в соответствии с действующим законодательством.
Из решений ТИК Алагирского района от 25.03.2012 года усматривается, что в составы 12-ти УИК включены представители от СОРО ПП " ... ". Во всех участковых избирательных комиссиях, где количество членов УИК было определено более 8, присутствуют представители СОРО ПП " ... ". Следовательно, нет нарушения прав СОРО ПП " ... " по участию их представителей в участковых комиссиях.
Кроме того, число членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса определяется формирующей ее территориальной избирательной комиссией. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, предусмотренное настоящим пунктом, может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной избирательной комиссией.
При совмещении дней голосования, многие УИК по численности могут быть увеличены, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий. Тогда ТИК Алагирского района обязана включить в эти УИК из состава резерва, представителей политических партий, в том числе СОРО ПП " ... ".
Таким образом, учитывая вышеизложенные обстоятельства, ТИК Алагирского района РСО-Алания нарушений законодательства при формировании избирательных комиссий не допустил, действуя в пределах своих полномочий определенных Федеральным законом N 67 от 12.06.2002г. " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел, при вынесении решения значимые для правильного разрешения спора обстоятельствах, чем нарушил нормы материального права, по существу сводятся к субъективной переоценке обстоятельств и доказательств, которые исследовались судом первой инстанции и получили в решении суда оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований к переоценке, равно как и к отмене постановленного по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда и не могут служить основанием для его отмены по изложенным выше мотивам, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.328, ст.329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алагирского районного суда РСО-Алания от 30 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Северо-Осетинского регионального отделения политической партии " ... " - без удовлетворения.
Председательствующий Кокаева Н.В.
Судьи Батагов А.Э.
Ортабаев М.Б.
Справка: по первой инстанции решение вынесено Алагирским районным судом РСО-Алания под председательством федерального судьи Черчесовой Л.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.