Заместитель Председателя Верховного Суда РСО - Алания Баразгова Р.С., рассмотрев надзорную жалобу Муцуева Т.В. на постановление мирового судьи судебного участка N32 Пригородного района РСО-Алания от 5 августа 2013 года и решение судьи Пригородного районного суда РСО-Алания от 4 сентября 2013 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, в отношении Муцуева Т.В.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка N32 Пригородного района РСО-Алания от 5 августа 2013 года Муцуев Т.В. привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управлять транспортными средствами сроком на один месяц.
Решением судьи Пригородного районного суда РСО-Алания от 4 сентября 2013 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения.
В жалобе Муцуев Т.В. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, нахожу судебные постановления подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу о наличии оснований для отмены принятых постановлений.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данное требование закона при рассмотрении дела мировым судьей и судьей районного суда выполнено не в достаточной степени.
В соответствии с ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ административным правонарушением признается управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, а равно управление транспортным средством без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков.
По смыслу закона для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, имеет правовое значение управление водителем зарегистрированным транспортным средством без государственных регистрационных знаков.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 11 мая 2013 года Муцуев Т.В. управляя транспортным средством марки " ... " был остановлен сотрудником ГИБДД в районе 498-км. трассы "Кавказ" и в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.2 КоАП РФ в нарушение пункта 2 Правил дорожного движения РФ управлял автомобилем без государственных регистрационных номеров (транзитов).
Как следует из возражений на протокол от 11 мая 2013 года Муцуев Т.В. указывал сотруднику ГИБДД на то, что автомобиль марки" ... ", которым он управлял, был приобретен у ООО " ... ". Должностному лицу был представлен договор купли-продажи, паспорт транспортного средства, страховку ОСАГО, из которых усматривалось, что регистрационный знак "Транзит" не выдавался.
Рассматривая дело об административном правонарушении, судебные инстанции пришли к выводу о том, что в действиях Муцуева Т.В. имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, вина данного лица подтверждена всей совокупностью собранных по делу доказательств.
С данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя по следующим основаниям.
В силу пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090, механические транспортные средства и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ или иных органах, определяемых Правительством РФ, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или пяти суток после их приобретения или таможенного оформления (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.04.2000 N 370).
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ" предусмотрено, что собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.07.1998 N 866, от 21.02.2002 N 126, от 12.08.2004 N 408).
Норма аналогичного содержания приведена в пункте 4 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001.
Таким образом, ответственность за управление транспортным средством без государственных регистрационных знаков, в случае если транспортное средство не было зарегистрировано в органах ГИБДД, наступает у владельца транспортного средства по истечении пяти суток с момента приобретения транспортного средства.
Доказательством законности управления транспортным средством до его постановки на регистрационный учет будет являться договор купли-продажи автомобиля.
На момент управления Муцуевым Т.В. автомобилем " ... " предусмотренный указанными выше нормативными правовыми актами срок для постановки автомобиля на учет не истек.
Между тем, при рассмотрении дела и жалобы на постановление мирового судьи, судебные инстанции неправильно установили фактические обстоятельства дела, в связи с чем ошибочно квалифицировали действия Муцуева Т.В. по ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N32 Пригородного района РСО-Алания от 5 августа 2013 года и решение судьи Пригородного районного суда РСО-Алания от 4 сентября 2013 года, вынесенные в отношении Муцуева Т.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях Муцуева Т.В. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка N32 Пригородного района РСО-Алания от 5 августа 2013 года и решение судьи Пригородного районного суда РСО-Алания от 4 сентября 2013 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.2 КоАП РФ, в отношении Муцуева Т.В., отменить.
Жалобу Муцуева Т.В. - удовлетворить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заместитель Председателя
Верховного Суда РСО-Алания Р.С. Баразгова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.