Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Калимуллина Р.Я.,
судей Сазоновой В.Г., Фахрутдиновой Р.А.,
при секретаре судебного заседания М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Фахрутдиновой Р.А. гражданское дело по апелляционным жалобам представителей Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан и Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан на решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года, которым постановлено:
иск Красноперовой Л.В. удовлетворить.
Обязать Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан, Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан, ГУ МЧС России по Республике Татарстан внести изменения в список граждан на получение государственных жилищных сертификатов, лишившихся жилого помещения в результате взрывов на территории артиллерийских складов Министерства обороны Российской Федерации в районе н.п. Пугачево Удмуртской Республики в ночь со "дата" года, включив Красноперову Л.В. "дата" года рождения и Красноперова Н.А. "дата" года рождения в указанный список.
Обязать Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан - Правительство Республики Татарстан, Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан, ГУ МЧС России по Республике Татарстан заменить выданный на имя Марьиной Н.Н. государственный жилищный сертификат серии А N "данные изъяты" с указанием общей площади жилого помещения 72 кв. м на государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения общей площадью 108 кв. м за счет бюджетных ассигнований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав объяснения представителя Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан - Полевой Л.М., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Кабинета Министров Республики Татарстан и ГУ МЧС России по Республике Татарстан - Халилова С.В., считающего решение законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Красноперова Л.В., действующая также в интересах несовершеннолетнего сына Красноперова Н.А., обратилась с иском к Исполнительному комитету Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Кабинету Министров Республики Татарстан - Правительству Республики Татарстан, Правительству Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан о возложении обязанности внести изменения в список граждан, лишившихся жилых помещений в результате пожара и взрывов боеприпасов на складах Министерства обороны Российской Федерации, расположенных в районе н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики, включив Красноперовых Л.В. и Н.А. в указанный список, возложении обязанности заменить выданный на имя Марьиной Н.Н. Государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения за счет бюджетных ассигнований (далее - ГЖС) с указанием общей площади жилого помещения 72 кв. м на ГЖС с указанием общей площади жилого помещения 108 кв. м.
В обоснование иска указано, что в ночь со "дата" года произошел пожар и взрывы снарядов на арсенале номер "данные изъяты" главного ракетно-артиллерийского управления Министерства обороны Российской Федерации, расположенном в районе н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики. В связи со случившейся чрезвычайной ситуацией поврежден и признан аварийным жилой дом "адрес", в котором семья истицы на основании договора социального найма занимала квартиру N "данные изъяты".
В связи с признанием жилого дома аварийным в результате чрезвычайной ситуации были сформированы списки граждан на получение ГЖС. Однако, по неизвестным причинам истица и ее сын не были включены в данный список. При этом, истица в июне "дата" года обращалась в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением. В ответе N "данные изъяты" от "дата" года руководитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан указал истице о наличии оснований для включения ее и ее сына в Список, а также заверил ее в том, что необходимые изменения в список будут внесены.
В судебном заседании Красноперова Л.В. и ее представитель Даутова Ф.Р. исковые требования поддержали.
Представители ответчиков Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, Министерства финансов Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, от имени которых действует Управление Федерального казначейства по Республике Татарстан в судебное заседание не явились, представили отзывы, в которых иск не признали.
Представитель ответчика Кабинета Министров Республики Татарстан и представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республики Татарстан в суд не явились, направили отзывы о согласии с исковыми требованими.
Представители третьих лиц Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились.
Представитель третьего лица Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание не явился, направлены возражения на иск.
Третье лицо Рахимзянова Л.Н. иск поддержала.
Третьи лица Марьина Н.Н., Байметов В.И., Красноперов П.В. в суд не явились, направили заявления, в которых указали, что исковые требования поддерживают.
Судом принято решение об удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан Полевая Л.М. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. В жалобе указано, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982 не закреплены полномочия Министерства финансов Российской Федерации по включению граждан, лишившихся жилья, в список на получение ГЖС. Данные полномочия закреплены за высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и именно он несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в списке. Также отмечается, что истицей не доказан факт неисполнения обязательств Министерством финансов Российской Федерации перед ней.
В апелляционной жалобе представитель Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан Панков А.Л. просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права. В жалобе указано, что Красноперовой Л.В. на момент составления списков не представлены документы, подтверждающие ее регистрацию по месту жительства и проживание на момент чрезвычайной ситуации, произошедшей в ночь со "дата" года. Кроме того, представитель ответчика считает решение неисполнимым, поскольку в нем конкретно не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен исполнить. Также в жалобе отмечается, что Исполнительный комитет Агрызского муниципального района Республики Татарстан не имеет полномочий по включению истицы в список на получение ГЖС и осуществления замены одного ГЖС на другой.
Красноперова Л.В., третьи лица Марьина Н.Н., Байметов В.И., Красноперов П.В., Рахимзянова Л.Н., представители ответчика Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан, третьих лиц Министерства обороны Российской Федерации, Управления Федеральной миграционной службы по Республике Татарстан, Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены, сведений о наличии существенных препятствий для рассмотрения дела в данном судебном заседании не поступило.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с пунктом 6 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата.
Согласно подпункту "а" пункта 12 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 750, Бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются в целях погашения в установленном порядке государственных жилищных сертификатов, выданных гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайной ситуации, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В силу пункта 2 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 октября 1995 года N 982, сертификат является свидетельством, удостоверяющим право гражданина Российской Федерации на получение жилого помещения или социальной выплаты для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата) за счет бюджетных ассигнований.
На основании пунктов 6, 7 вышеуказанного Порядка выдача бланков сертификатов высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляется Министерством финансов Российской Федерации на основании решения Правительства Российской Федерации, подготовленного Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти на основании списка граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия, террористического акта или при пресечении террористического акта правомерными действиями, на получение государственного жилищного сертификата (далее - список).
Список утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого произошли чрезвычайная ситуация, стихийное бедствие, террористический акт или пресечение террористического акта правомерными действиями, и направляется в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которое после согласования списка направляет его в Министерство финансов Российской Федерации для осуществления последующего погашения сертификатов.
Внесение в утвержденный список изменений осуществляется в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно пункту 15 Методических рекомендаций по оформлению документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 02 ноября 2010 года N2-4-60-12-22, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предоставляет постановление (распоряжение) руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утверждающее списки граждан, лишившихся жилого помещения; реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания; список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и другие документы. Реестр и списки граждан готовятся органом местного самоуправления пострадавшей в результате ЧС территории.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07 июня 1995 года N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями", государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв. м для одиноких граждан, 42 кв. м на семью из 2 человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек.
Из материалов дела следует, что в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей со "дата" года из-за пожара и взрывов на складах Министерства обороны Российской Федерации возле н.п. Пугачево Малопургинского района Удмуртской Республики пострадал г. Агрыз Республики Татарстан. В результате ударной волны получили повреждения множество домов, в том числе признаны аварийными более сорока жилых домов. Президентом Республики Татарстан направлено обращение в адрес Председателя Правительства Российской Федерации от 02 июля 2011 года
N 01-5568 о рассмотрении возможности выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, в том числе о выделении ГЖС жителям указанных жилых домов.
Во исполнение вышеуказанных нормативных актов Исполнительным комитетом Агрызского муниципального района Республики Татарстан подготовлен Сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания в г. Агрыз Республики Татарстан, разрушенных в результате возникшего пожара с последующими взрывами на территории артиллерийских складов Министерства обороны Российской Федерации в районе н.п. Пугачево Удмуртской Республики со "дата" года, а также список граждан на получение ГЖС, которые были утверждены распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27 октября 2012 года N 1926-р и являются соответственно приложениями N "данные изъяты" и N "данные изъяты" к указанному распоряжению.
В указанный сводный реестр жилых помещений, непригодных для постоянного проживания включен дом по адресу: "адрес".
В список проживающих в указанном доме граждан на получение ГЖС включены жильцы квартиры N "данные изъяты" Марьина Н.Н., Байметов В.И.,
Рахимзянова Л.Н., Красноперов П.В.
Истица Красноперова Л.В. и ее сын Красноперов Н.А. "дата" года рождения, проживающие и зарегистрированные в данном жилом помещении согласно поквартирной карточке, в указанный список не включены.
Судом из пояснений сторон установлено, что жилое помещение по адресу: "адрес", является постоянным местом жительства истицы и ее малолетнего сына.
Факт их постоянного проживания и регистрации по данному адресу лицами, участвующими в деле, не оспаривается и подтверждается материалами дела, а именно:
- свидетельством о рождении Красноперова Н.А.;
- паспортом истицы Красноперовой Л.В.;
- копией поквартирной карточки на указанную квартиру;
- письмом руководителя исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан Нуреева Ф.Г. от "дата" года N "данные изъяты", в котором он признает факт регистрации в пострадавшем жилом помещении Красноперовой Л.В. с "дата" года и
Красноперова Н.А. с "дата" года, а также сообщает, что после проведенной проверки и согласования данных с управляющей компанией и паспортно-визовой службой в список получателей ГЖС будут внесены необходимые изменения.
С учетом указанных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований
Красноперовой Л.В., так как на основании приведенных выше нормативно-правовых актов истица и ее сын подлежали включению в список на получение ГЖС, к тому же препятствий для замены ранее выданного сертификата не имеется.
Доводы апелляционной жалобы Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан о том, что истицей на момент составления списков не были представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства и проживание ее и ее сына в период чрезвычайной ситуации, в силу изложенного выше являются несостоятельными поскольку судом исследованы и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы апелляционных жалоб Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан и Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан о том, что обжалуемое решение является неисполнимым, поскольку конкретно не указано, кто из ответчиков и какие именно действия должен исполнить, не может служить основанием к отмене по существу правильного решения суда.
Порядок исполнения решения суда может быть определен в рамках исполнительного производства. В случае необходимости, стороны не лишены права обратиться в суд за разъяснением решения суда.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Агрызского районного суда Республики Татарстан от 14 октября 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, Исполнительного комитета Агрызского муниципального района Республики Татарстан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий -
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.