Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Соскал О.М.,
судей Болат-оол В.В., Канзая А.А.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Соскал О.М. гражданское дело по исковому заявлению Чооду А.В. в интересах несовершеннолетней Б. к мэрии г. Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по апелляционной жалобе представителя мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 августа 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Чооду А.В. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетней Б. к мэрии г. Кызыла о предоставлении места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении (далее МДОУ). В обоснование исковых требований Чооду А.В. указала на то, что её семья является многодетной, дочь Б. состоит в общей очереди на получение места в МДОУ с 2012 года. До настоящего времени место в МДОУ г. Кызыла ее ребенку не предоставлено. Считает, что мэрия г. Кызыла не обеспечивает реализацию прав детей дошкольного возраста на общедоступное бесплатное дошкольное образование, предусмотренное федеральным законодательством и гарантированное Конституцией Российской Федерации. Просит суд обязать мэрию г. Кызыла предоставить в первоочередном порядке несовершеннолетней Б. место в дошкольном образовательном учреждении г. Кызыла.
Решением суда иск Чооду А.В. удовлетворен. Суд обязал мэрию г. Кызыла предоставить Б., **, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении города Кызыла Республики Тыва.
В апелляционной жалобе представитель мэрии г. Кызыла Байкара Ш.М., действующая на основании доверенности, просит увеличить срок предоставления места Б. в МДОУ до шести месяцев.
Выслушав пояснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы (части 1, 2, 4 статьи 15).
Согласно ст. 3 "Конвенции о правах ребенка" (для России вступившей в силу с 15 сентября 1990 года), во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.
Обязанностью государства является принятие всех необходимых мер для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми - часть 3 статьи 18 "Конвенции о правах ребенка".
Никому не может быть отказано в праве на образование - статья 2 Протокола N 1 от 20 марта 1952 года "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" (действующей для России с ноября 1998 года).
Статьёй 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Законе Российской Федерации "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Законе Российской Федерации "Об образовании".
Согласно статье 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Аналогичное положение содержится в Законе Российской Федерации "Об образовании" (п. 2 ч. 1 ст. 31).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, ребенок истицы - малолетняя Б., **, состоит в общей очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении с 2012 года, по данным последней перерегистрации под N 1484. Семья истицы является многодетной. До настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении дочери истицы не предоставлено.
Судом правомерно установлено, что несовершеннолетняя Б. имеет право на предоставление места в дошкольном образовательном учреждении.
Удовлетворяя заявленные требования и возлагая на ответчика обязанность предоставить Б. место в МДОУ в г. Кызыле, суд исходил из того, что мэрия г. Кызыла не исполняет обязанности, возложенные действующим законодательством, по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела, суд пришел к обоснованному выводу о том, что мэрией г. Кызыла обязанность по обеспечению ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении не исполнена, чем нарушено конституционное право несовершеннолетней Б. на общедоступное бесплатное дошкольное образование, поэтому суд правильно возложил на мэрию г. Кызыла указанную обязанность.
Ссылка представителя ответчика в апелляционной жалобе на п. 14 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (утв. постановлением Мэра г. Кызыла от 02 июня 2010 г. N1489), согласно которому при отсутствии свободных мест Департаментом по образованию и молодежной политике мэрии г. Кызыла родителям (законным представителям) может быть отказано в выдаче направления и предоставлении места ребенку в МДОУ, является необоснованной.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "Об образовании" общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. Порядок приема в образовательные учреждения, в том числе особенности проведения вступительных испытаний для граждан с ограниченными возможностями здоровья, иностранных граждан и лиц без гражданства, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. N2562, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
Из содержания названных норм в их системной взаимосвязи следует, что право ребенка на доступное дошкольное образование не может быть ограничено, а орган местного самоуправления обязан обеспечить реализацию этого права в форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения ребенком муниципального дошкольного учреждения.
Конституционный Суд Российской Федерации также изложил свою позицию в Постановлении N 5-П от 15 мая 2006 года, согласно которой орган местного самоуправления обязан принимать достаточные меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений, не допуская нарушения прав ребенка, гарантированных Конституцией.
Поскольку нормы приведенного выше законодательства не предусматривают отсутствие свободных мест в качестве основания для отказа в предоставлении ребенку места в детском дошкольном образовательном учреждении, а содержащий такое основание пункт 14 Порядка комплектования муниципальных дошкольных образовательных учреждений, расположенных на территории городского округа "Город Кызыл Республики Тыва" (утв. постановлением мэра г. Кызыла от 02 июня 2010 г. N1489), не подлежит применению при разрешении заявленного истицей требования, как противоречащий правовым нормам, имеющим большую юридическую силу, постольку по делу имелись основания для удовлетворения требований о предоставлении ребенку истца места в дошкольном образовательном учреждении.
Указанные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Судебная коллегия считает необоснованным довод жалобы об увеличении срока предоставления места в дошкольном образовательном учреждении, поскольку это повлечет необоснованное затягивание устранения нарушений прав несовершеннолетней Б.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.