Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Чикашовой М.Н.,
судей Железняковой С.А., Куулар Л.Д.,
с участием прокурора Чадамба Т.О.,
при секретаре Мангыр С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чикашовой М.Н. гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду по апелляционному представлению прокурора К. на решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пий-Хемского района Республики Тыва обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Мунициавльному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна Республики Тыва (далее МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ), администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. за период с ** по ** и обязании администрации Пий-Хемского кожууна РТ профинансировать расходы МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки выявлено нарушение федерального законодательства в части своевременной оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, так как при отоплении твердым топливом (углем) происходит выброс в окружающую среду загрязняющих веществ (азота диоксида, ангидрида сернистого, пыли неорганической, углерода оксида). Указанное обстоятельство существенно нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории муниципального образования, а также неопределенного круга лиц. МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, закрепленным за ним, однако согласно п. 6.2 Устава источником формирования имущества у него, в том числе финансовых ресурсов, являются и денежные средства, выделяемые ему в виде субсидий из бюджета муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва". Указанная задолженность образовалась из-за отсутствия финансирования.
Решением Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года удовлетворен иск прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва в защиту интересов неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна Республики Тыва, администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Взыскано с муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ задолженность за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб. Возложена обязанность на Администрацию муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" профинансировать расходы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду.
Не согласившись с решением, прокурор К., участвующий в деле, просил его изменить и взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна Республики Тыва государственной пошлины в размере ** руб. в федеральный бюджет. Согласно положениям налогового законодательства администрация муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" освобождается от уплаты государственной пошлины.
В судебном заседании прокурор Ч. апелляционное представление поддержала.
Представитель МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ, представитель администрации муниципального района "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, и выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Внесение платы, определенной пунктом 1 настоящей статьи, не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.
Ст. 1 данного закона предусмотрено, что загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Сроки и формы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 года N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду", согласно п. п. 1, 2 которого установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Указом Президента РФ от 23 июня 2010 года N 780 "Вопросы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" установлено, что функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами и государственной экологической экспертизы переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).
Из материалов дела следует, что МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТиспользует в отопительных целях котельную, работающую на твердом топливе (угле), в результате чего происходит загрязнение окружающей среды, имеет задолженность по выплатам за негативное воздействие на окружающую среду ввиду отсутствия финансирования из бюджета Пий-Хемского кожууна РТ за 9 месяцев 2012 года.
Из дополнения к справке Управления Росприроднадзора по РТ за 2011-2012 годы видно, что задолженность по оплате за негативное воздействие на окружающую среду МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ по состоянию на 01 апреля 2013 года составляет ** руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, учитывая нормы действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о взыскании с МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ задолженности за негативное воздействие на окружающую среду в размере ** руб.
Между тем, являются неверными выводы суда первой инстанции в части обязания администрации муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" профинансировать расходы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна на оплату задолженности за негативное воздействие на окружающую среду.
Так, в соответствии со ст. 52 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 53 указанного закона закреплено, что органы местного самоуправления самостоятельно устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 12 и ст. 132 Конституции Российской Федерации, решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно. Вмешательство в указанную деятельность исключается.
Таким образом, решение вопросов, касающихся бюджета муниципального образования, отнесено к исключительной компетенции соответствующих органов местного самоуправления, и вмешательство в их деятельность недопустимо.
Также, прокурор обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, однако требование - обязать администрацию муниципального образования "Пий-Хемский кожуун Республики Тыва" профинансировать расходы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна, предъявлено в интересах последнего, что не входит в правомочие прокурора, установленные ст. 45 ГПК РФ.
Поэтому решение суда в указанной части подлежит отмене с прекращением производства по делу в этой части.
Кроме этого, суд в решении не решил вопрос о взыскании государственной пошлины.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокурор, обратившийся в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Как следует из пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются лишь государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Ответчик - МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ является муниципальным бюджетным образовательным учреждением Республики Тыва, несет самостоятельную ответственность по обязательствам, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде и не является государственным органом или органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что апелляционное представление подлежит удовлетворению, а с МБОУ СОШ с. Аржаан Пий-Хемского кожууна РТ в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме ** руб. (800+( **)*3%).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года в части удовлетворения исковых требований прокурора Пий-Хемского района Республики Тыва об обязании администрации Пий-Хемского кожууна профинансировать расходы Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна Республики Тыва по оплате задолженности за негативное воздействие на окружающую среду отменить и прекратить производство по делу в указанной части.
Изменить решение Пий-Хемского районного суда Республики Тыва от 13 мая 2013 года, взыскав с Муниципального бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с. Аржаан Пий-Хемского кожууна Республики Тыва в доход соответствующего местного бюджета государственную пошлину в размере ** руб.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное определение изготовлено 28 октября 2013 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.